Выступление на совещании:«Об итогах проверки государственных учреждений поддержки детства»

1. В Российской Федерации в 2009 г. на учете в органах опеки и попечительства  состояло 670469  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  

70% из них переданы на семейные формы устройства,  30%  устроены под надзор в различные организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения.  

В докладе «Анализ ситуации в России о реализации защиты прав подростков и молодежи из числа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» (2010) проанализированы данные федерального банка детей-сирот: почти 80% детей, проживающих в учреждениях,  составляют дети, так называемой группы «риска» по возможности семейного устройства. Их контингент составляют: подростки старше 10 лет (69%); дети с ограниченными возможностями (14%); дети из многодетных семей (9,6%); дети, имеющие проблемы с устройством в связи с этническим статусом и т.д.

        Проблемы школы-интерната № 2 г. Ижевска, ставшие известными всей стране  в январе 2010 г.,  побудили Уполномоченного при  Президенте РФ по правам ребенка Павла Алексеевича Астахова  стать  инициатором проведения проверки условий жизни и воспитания несовершеннолетних, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   

      Впервые за много лет в области была создана  межведомственная комиссия, которая внимательно изучила работу по всем направлениям в каждом образовательном учреждении,  где дети пребывают в круглосуточном режиме. Результаты работы  комиссии  свидетельствуют о  положительном опыте проведения  совместных проверок. 

Привлечение «узких» специалистов позволило не только дать всестороннюю оценку работы учреждений, но и осуществить одну из главных задач, поставленную перед проверяющими - оказание практической помощи учреждениям по  вопросам организации воспитания и содержания детей, защиты их прав.

       Мы планируем и в дальнейшем  использовать такую практику. На  это  нацеливает   Уполномоченный при  Президенте РФ по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов, который во время  пребывания в Ростовской области  20 апреля 2010 г. посетил   несколько учреждений  поддержки детства.

       Ведь цель такой работы  – улучшение качества жизни детей, воспитывающихся в учреждениях и повышение уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних.

 

        2.  В силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта дети являются самой незащищенной категорией любого общества. Функции по защите их прав и представлению интересов возложены на родителей.

Значительно осложняется положение ребенка, который в силу разных обстоятельств остался без попечения родителей.

В этом случае ответственность за  ребенка берет на себя государство, законодательно передавая свои функции  по воспитанию, содержанию и защите  несовершеннолетнего  государственному учреждению.

Поэтому на  учреждения возложена особая ответственность за этих детей,  детей государственных.

 

Проведенная проверка выявила

проблемы, которые необходимо решить, и недостатки, подлежащие скорейшему устранению.

      Мировая практика показывает, что для минимизации социально-психологических условий институализации необходимо, чтобы количество проживающих детей не превышало 12 человек, но не все наши учреждения соответствуют этому требованию. Как правило,  воспитанники  проживают в традиционных группах  в типовых зданиях школ,  детских садов, а иногда в пространствах казарменного типа.

       Физическое состояние зданий некоторых учреждений требует капитального ремонта, не всегда соответствует современным требованиям, предъявляемым к учреждениям для постоянного пребывания несовершеннолетних.

       Между тем не только материальным благополучием определяется  душевное состояние и комфорт ребенка.

Каждое учреждение – это сложный организм со своей жизнью, у каждого - свое лицо.  Некоторые безжизненные и бесцветные, в других уютно, а главное –  кипит  жизнь и  присутствует детская радость.

При посещении детских домов Ростовской области П.А. Астахов отметил, что «у  детей светятся глаза, улыбки на лицах».

Успех в работе с детьми обеспечивает «человеческий фактор» – подбор педагогического коллектива, дальнейшее обучение и повышение квалификации сотрудников, концентрация в коллективе ответственных, неравнодушных, заботливых и доброжелательных людей.

 

Уполномоченный по правам

ребенка в Ростовской области  работает 2,5 года.

Количество обращений, поступивших в 2009 г., в которых затронуты вопросы прав детей, оставшихся без попечения родителей  составило  225 из 749  (30%)

(102 – вопросы жизнеустройства  детей- сирот,

31  - льготы подопечным и лицам из их числа,

91 – обеспечение жильем)

        К сожалению, выявляются нарушения прав граждан, которые находятся или  находились ранее под надзором в учреждениях:

- длительное определение правового статуса ребенка и неполучение соответствующих льгот;

- неполучение алиментов от родителей (более 60%);

- нарушение жилищных прав (отсутствие контроля за состоянием закрепленного жилья, несвоевременная приватизация,  пропуск сроков за вступлением в наследство и для обращения о постановке на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением);

- отсутствие выбора дальнейшего обучения  (направление   на обучение в училище НПО не в соответствии с желаниями, возможностями и склонностями ребенка, а туда, где есть места в общежитии или где их принимают).

 

 

Приведу несколько примеров, иллюстрирующих нарушение прав воспитанников учреждений в связи  с формальным, равнодушным отношением к исполнению своих прямых обязанностей со стороны администраций учреждений,  при

этом считаю необходимым отметить, что случаи нарушения прав выявляются,   как правило, в связи с обращением граждан по вопросу обеспечения жилым помещением.

 

А) К Уполномоченному обратился Ищенко Борис Александрович, 1978 г.р.,  зарегистрированный в г. Каменске-Шахтинском

Для выяснения обстоятельств его жизни были сделаны запросы во все учреждения, из которых стало известно, что заявитель родился в роддоме № 5 г. Ростова-на-Дону и был переведен в городскую больницу № 20 Ростова, где пробыл более 2 лет. Оттуда в 1981 г. попал в дом ребенка г. Каменска. Затем в школу-интернат г. Зернограда 

Мать заявителя ушла из роддома, при этом никаких распоряжений относительно сына не оставила, не была лишена родительских прав, не разыскивалась. Между тем в 1991 г. она умерла в Казахстане. 

На момент рождения сына она состояла в браке, и сведения об отце внесены по этому основанию. При этом отец заявителя никогда не менял своего места жительства и до настоящего времени проживает в г. Ростове. Однако также не лишен родительских прав, алименты с него не взыскивались.

Таким образом, человеку в течение 18 лет находящемуся на полном государственном обеспечении не был установлен правовой статус. Он не получал ни пенсии по потере кормильца, ни алиментов. Его жилищные права никак не защищались, также он не мог воспользоваться никакими  льготами для детей, оставшихся без попечения родителей.

Подобных обращений к обращений к Уполномоченному более 10.

 

Б) При посещении учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей,  Уполномоченный всегда обращает внимание на реализацию права несовершеннолетних на получение содержания от родителей (алименты) и знакомится с личными делами воспитанников.  

Из материалов таких проверок  видно, что в детских домах имеют право на получение алиментов  52-92% детей от общего числа воспитанников, между тем фактически получают алименты  лишь 6-37% воспитанников.

В школах–интернатах  имеют право на получение алиментов 33-72%  воспитанников, а фактически получают содержание 6-36% детей.  

И дело не столько в цифрах, а в разном подходе к делу защиты прав несовершеннолетних.

Так, если  по инициативе администрации детского дома х. Калинин нерадивая мамаша за 4 года была трижды привлечена к уголовной ответственности за неуплату алиментов, то администрации  детского дома пос. Чирский потребовалось 9 лет, чтобы рассмотреть в деле воспитанника копию исполнительного листа, где взыскателем алиментов значатся органы опеки и попечительства и обратиться в службу судебных приставов.

И такой пример, к сожалению,  не является исключением.     

Такое положение  стало причиной для подготовки в 2009 году Уполномоченным  по правам ребенка в РО специального доклада «Актуальные проблемы правового регулирования в сфере алиментных обязательств».

 

В-1).  Бывший выпускник детского дома Сотников Александр, 1991 г.р.,  лицо из числа детей-сирот, обратился к Уполномоченному с просьбой о защите жилищных прав. За ним и его старшим братом, 1989 г.р., в 1994 году было сохранено право пользования одной комнатой площадью 14,2 кв.м. в двухкомнатной муниципальной  квартире в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону.

Братья воспитывались в детских домах № 2 и № 1 г. Ростова-на-Дону, а затем в ПУ-16 г. Ростова-на-Дону, при этом никто не отслеживал состояние  жилого помещения. Прибыв к месту закрепленного жилья, заявитель обнаружил, что в квартире отсутствуют свет, газ, отопление. Двери и окна пришли в негодность. Когда он обратился за оформлением регистрации по месту жительства, ему предложили оплатить образовавшийся долг по оплате коммунальных услуг в размере 12000 рублей.

Уполномоченный по правам ребенка обратился к главе администрации   Железнодорожного района с требованием о принятии мер по защите жилищных и имущественных прав заявителя. В результате была создана комиссия по обследованию состояния жилого помещения, в процессе ее работы доводы заявителя нашли свое подтверждение. В связи с этим проводится работа по признанию квартиры непригодной для проживания, что позволит поставить на учет граждан нуждающихся во внеочередном обеспечении жилым помещением братьев С.

 

В-2). К Уполномоченному по правам ребенка обратилась несовершеннолетняя Ким Марина, 16 лет, сирота, являющаяся владелицей 1/2 доли квартиры, расположенной в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону.  Заявитель просила оказать содействие в решение вопроса пользования квартирой, принадлежащей ей и ее родной тете, так как тетя пустила в квартиру квартирантов и препятствует ее вселению. В процессе беседы с заявителем стало известно, что в 2002 году, она была передана под опеку тети, так как отец не занимался воспитанием, а мать была инвалидом нерабочей группы. В 2002 году отец умер, а в 2005 году умерла мать. Сразу же после ее смерти тетя приватизировала квартиру в равных долях с племянницей. В 2007 году семья переехала в г. Батайск, где в 2008 году попечительство было отменено и заявитель попала в детский дом г. Батайска, а затем в Константиновский сельскохозяйственный техникум. Окончив 1 курс техникума,  несовершеннолетняя написала заявление об отчислении из учреждения в связи с поступление в ПУ-8 г. Ростова-на-Дону. При этом техникум, являясь государственным опекуном несовершеннолетней, не получил согласие органов опеки и попечительства на отчисление сироты, и фактически лишил ее средств к существованию, поскольку ПУ-8, не имеющее общежития,  принимает на полное государственное обеспечение граждан достигших совершеннолетия.

Училище № 8 также своевременно не сообщило в органы опеки о факте обучения в учреждении ребенка-сироты. Таким образом, в результате неправомерных действий учреждений профессионального образования и отсутствия взаимодействия учреждений и органов опеки несовершеннолетняя на протяжении 6 месяцев была предоставлена сама себе. На момент обращения заявитель проживала в г. Батайске у знакомой, которая не возражала против назначения ее попечителем.

Уполномоченный по правам ребенка немедленно сообщил полученную информацию в органы опеки г. Батайска (по месту фактического проживания несовершеннолетней) и Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (по месту нахождения квартиры) для принятия незамедлительных мер по защите прав ребенка.  В результате последующих действий органов опеки несовершеннолетняя получила ключи от квартиры, над ней установлено попечительство. При изучении материалов о  приватизации, полученных по запросу, Уполномоченный обратил внимание на нарушение прав несовершеннолетней при  проведении приватизации и направил их  в прокуратуру Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону для проведения проверки  законности передачи квартиры муниципального фонда в собственность бывшего опекуна. Прокуратура обратилась в суд о признании договора о передаче ½ доли муниципальной квартиры в собственность опекуна недействительным.

       Ни органы опеки, не детский дом, ни учреждение профессионального образования  не изучили внимательно документы, содержащиеся в деле, и не задались вопросом при каких обстоятельствах квартира, принадлежащая родителям ребенка стала собственностью родственницы. 

 

       Причины,  по которым нарушаются права воспитанников  учреждений,  находятся  в компетенции разных структур, но некоторые из них,  на наш взгляд, могут быть решены на уровне  самих учреждений для детей-сирот, в частности такие как:

- низкий уровень знания своих прав и обязанностей воспитанниками учреждений;

недостаточная осведомленность о путях и механизмах реализации своих прав;

отсутствие навыков обращения в  органы, осуществляющие защиту прав граждан;

- низкий уровень правовых знаний у специалистов, работающих в учреждениях и отсутствие системы их

подготовки;

- закрытость учреждений для детей-сирот для общественности, некоммерческих организаций и сторонних специалистов;

- отсутствие общественного контроля за соблюдением прав воспитанников и выпускников интернатных учреждений;

- межведомственная несогласованность и разобщенность в области защиты прав;

- отсутствие специальных комнат для встреч ребенка с родственниками, проживающими в других территориях.

      Следует уделять большее внимание изучению воспитанниками законов Ростовской области, в частности Областного закона от 16.12.2009 г. № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».

      5. Предложения  по улучшению работы учреждений

1. Безусловно, требуют незамедлительного устранения недостатки, выявленные межведомственной комиссией.

2.  Администрациям учреждений, которые в силу закона исполняют функции опекунов, необходимо строго исполнять обязанности, возложенные на опекунов Семейным кодексом РФ, законом «Об опеке и попечительстве».

 

3.  Следует усилить внимание к вопросу формирования педагогических коллективов учреждений  и сотрудников обеспечивающих служб.

Разработать программы повышения квалификации  психологов, социальных педагогов учреждений, с учетом специфики учреждений для детей-сирот.

 4. Активнее способствовать установлению отношений с кровными родителями и родственниками

     Все эти задачи могут быть выполнены только при условии тесного взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, сотрудничества с Уполномоченным по правам ребенка

 


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2014 Администрация Ростовской области