Методические рекомендации

Методические рекомендации по введению должности уполномоченного по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях области.

 

В Ростовской области прошли выборы уполномоченных по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях. Первоначально на первом этапе планировалось, что выборы пройдут в 12-ти территориях в 56-ти учреждениях. Однако решение о внедрении опыта школьных уполномоченных является компетенцией глав муниципальных образований. И главы ряда муниципальных образований приняли решение уже в 2009-2010 учебном году ввести должность школьного уполномоченного и фактически выборы прошли в 20-ти сельских районах, 10-ти городах, избрано 246 школьных уполномоченных. На первом этапе в июне 2009 года на базе ИПК и ПРО прошли обучение 68 избранных школьных уполномоченных. Обучение остальных уполномоченных планируется провести в сентябре 2009 года.

При выезде в отдельные территории выяснилось, что не везде выборы уполномоченных проходили в соответствии с рекомендациями министерства общего и профессионального образования и Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области, в соответствии с примерным Положением об уполномоченном по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях. В целях упорядочения этой работы, согласованности в действиях и приведения к единообразию отчетности проведен анализ работы на первом этапе введения школьных уполномоченных в учреждениях области и разработаны рекомендации.

Подготовка нормативных документов. В некоторых территориях, которые самостоятельно инициировали выборы школьных уполномоченных, не была создана нормативная база. Не приняты постановления районных (городских) администраций о введении должности школьного уполномоченного, которые утверждали бы Положение об уполномоченном в этой территории. Не подготовлены образовательные учреждения к введению этой должности, что повлекло дальнейшие отклонения от примерного Положения, утвержденного Постановлением Администрации области. Выборы в школах прошли без подготовки нормативной базы в январе-феврале 2009 года. На основании анализа всех этих фактов разработаны рекомендации для руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования по подготовке и введению должности уполномоченного по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях.

Прежде всего, необходимо изучить Положение об уполномоченном по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях Ростовской области и на основании Постановления Администрации области от 31.12.2008 №628 «Об  уполномоченном по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях Ростовской области» подготовить и принять постановление на уровне своего муниципального образования.

На основании этого постановления, которое утверждает районное (городское) Положение об уполномоченном, должен быть издан приказ по муниципальному органу управления в сфере образования. Районное (городское) Положение об уполномоченном должно содержать уточненные характеристики: на сколько лет избирается уполномоченный (рекомендуем на 2-3 года), форма выборов и другое. В приказе уточняются учреждения, в которых вводятся должности школьных уполномоченных; назначается конкретное должностное лицо, ответственное за методическое обеспечение работы школьных уполномоченных. Определяются сроки и этапы введения этой должности в муниципальном образовании. В отдельных случаях, возможно, потребуется внесение изменений в Постановление о распределении доплат педагогическим работникам района (города).

Требования к образовательным учреждениям. Большое значение в организации работы по введению школьных уполномоченных играет подготовка самих образовательных учреждений к введению этой должности. Школа должна быть готова к введению этой должности по таким позициям:

-         хорошо развитое ученическое самоуправление, наличие действующих детских органов самоуправления и владение выборными технологиями;

-         реальное участие общественности в управлении образовательным учреждением (общественная составляющая), наличие действующих структур, таких как Совет школы, Совет отцов и других подобных объединений;

-         высокий уровень преподавания общественных дисциплин, а отсюда активно формирующееся правовое пространство в учреждении.

Руководители образовательных учреждений также должны подготовить нормативную базу. Необходимо издать приказ по школе, в котором назначить ответственное за проведение этой работы должностное лицо, составить план организационных мероприятий по подготовке к выборам уполномоченного. Необходимо принять школьное положение об уполномоченном по правам ребенка, а также внести изменения в Устав школы (если в этом есть необходимость, обращаться в министерство образования области в юридический отдел).

План организационных мероприятий устанавливает сроки и ответственных на всех этапах подготовки к выборам школьного уполномоченного. Это и изучение областных нормативных документов и муниципального Положения об уполномоченном, разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, проведение анкетирования учащихся и их родителей, выдвижение кандидатур и подготовка к избирательной кампании. Создание избирательной комиссии и проведение предвыборной агитации. 

Требования к кандидатуре уполномоченного.

Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Уполномоченным не может быть избран участник образовательного процесса, занимающий административную должность в школе. Важным этапом этой работы является проведение предвыборной агитации кандидатов. Процесс должен быть корректным, гласным и проходить в соответствии с демократическими принципами. Опыт выборной кампании, проводимой в стенах школы, ложится в основу воспитания будущих граждан нашей страны, и он не может быть негативным, с использованием грязных технологий.

При вступлении в должность уполномоченный может приносить присягу, в которой он обязуется действовать, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни. По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет совету школы, педагогическому совету, органам управления в сфере образования и Уполномоченному по правам ребенка в области доклад о своей деятельности. Формы отчетов и доклада школьного уполномоченного представлены в Приложении 2.

Поскольку уполномоченные работают на общественных началах, целесообразно предусмотреть систему поощрения их труда. Это может быть доплата до 30% из средств фонда оплаты труда, если избран учитель (другой работник школы), если выбран родитель, можно доплачивать из внебюджетных средств. Для работы школьным уполномоченным необходимы соответствующие знания правовой направленности. В сентябре 2009 года планируется провести обучение избранных школьных уполномоченных, специалистов-кураторов муниципальных отделов (управлений) образования. Необходимо направить заявку на обучение в министерство образования области.


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области