Решение чиновника можно оспорить.

Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица нередко издают акты, нарушающие различные права граждан. Такие решения – не истина в последней инстанции. Их необходимо и возможно оспаривать в суде. Как юридически грамотно защитить себя и свои интересы  рассказывает консультант организационно-правового отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области Оксана Селезнева.

                             

В.: Оксана Леонидовна, на сегодняшний день любой человек или организация могут в судебном порядке оспорить неправомерно решение чиновника…

О.: Оспаривать могут все физические лица и организации, но с условием: необходимо, чтобы они доказали, что данное решение или действие затрагивает их права и интересы. Заявитель должен доказать только одно - что данное решение затрагивает его права и интересы. Все проблемы по доказыванию  правомерности решения, действия (бездействия) возлагаются на орган государственной власти, орган местного самоуправления, то есть на тот орган, чье решение оспаривается.

Предметом судебной проверки может выступать правомерность (законность) любых действий (бездействия), решений, кроме тех действий и решений, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В частности, иной порядок предусмотрен: УПК РФ - для обжалования действий (бездействия) прокурора, следователя, дознавателя; ст. 441 ГПК РФ - для обжалования действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов; КоАП - для обжалования решений органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; ст. 262 ГПК РФ - для рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении и т.д.

В порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, могут оспариваться только действия (бездействие), решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Действия (бездействие), решения  руководителей  предприятий, учреждений, организаций, их объединений и общественных объединений не названы в качестве объекта обжалования в соответствии со ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ, но они могут оспариваться по правилам искового производства.

К органам государственной власти, действия (бездействие) и решения которых могут быть оспорены в порядке, предусмотренном  главой 25 ГПК, относятся органы государственной власти и управления.

К органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К должностным лицам относятся граждане, постоянно или временно занимающие в государственных органах, органах местного самоуправления должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Заявление подается в суд по правилам подсудности, и может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 2 ст.254 ГПК РФ).

В.: А как определить суд, в который следует подавать заявление?

О.: По общему правилу, данная категория дел подсудна районным судам, однако, имеются исключения.

  Так, областной суд в качестве суда первой инстанции рассматривает дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; о  расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривает дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации; об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации; о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности  областного суда и  Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.

Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд (ч. 3 ст. 254 ГПК РФ).

В.: Но еще необходимо грамотно оформить заявление, чтобы суд счел его приемлемым…

О.: Должно быть четко указано, кто является заявителем, его адрес, чьи действия или решения обжалуются (полное наименование  государственного органа, должностного лица, адрес). Самое главное - указать, какое решение обжалуется, почему оно оспаривается, чем ущемляет права заявителя. Также нужно приложить необходимые документы.  При невозможности их предоставить, в заявлении необходимо указать: "Не могу получить данный документ в силу таких-то обстоятельств", и указать местонахождение документа. При таких обстоятельствах суд сам истребует необходимые документы.

В.: Нужно ли ссылаться на закон, который устанавливает нарушенное право?

О.: Такая ссылка желательна, но не обязательна: ведь иногда гражданин просто не разбирается в законах, но убеждён, что в соответствии с законодательством  ему что-то положено.

В.: В какие сроки будет рассмотрено заявление?

О.: Заявление рассматривается судом в течение десяти дней (Верховным Судом РФ – в течение двух месяцев), с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Такое дело рассматривается судьей единолично. Конечно, присутствие заявителя желательно (чтобы объяснить, в чем состояло ущемление его прав).

Кроме того, на рассмотрении должны присутствовать органы государственной власти, местного самоуправления как сторона по делу. От  государственного органа присутствует  представитель с надлежаще оформленной доверенностью. Обязательность присутствия представителя   государственного органа объясняется тем, что на нём лежит обязанность доказывания законности принятого решения, допущенного действия (бездействия).

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

В.: Бывают ситуации, когда суд не принимает сторону гражданина…

О.: При несогласии с вынесенным по делу решением суда, гражданин  вправе обжаловать его в вышестоящий суд в установленном законом порядке.

Решение федерального судьи районного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме - в Судебную коллегию по гражданским делам областного суда.  Вступившее в законную силу судебное решение районного суда может быть обжаловано в порядке надзора в президиум областного суда, в течение шести месяцев со дня вступления  его в законную силу.

Решения судов первой инстанции могут быть обжалованы в порядке надзора лишь при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы их обжалования до дня их вступления в законную силу.

В дальнейшем, при несогласии с постановлением суда надзорной инстанции, гражданин вправе обжаловать его  в Верховный  Суд Российской Федерации.


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области