4.Оценка сложившейся в Ростовской области правоприменительной практики миграционных органов, в аспекте деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и гражданина является обязанностью всех государственных органов и их должностных лиц.

В соответствии с положением о Федеральной миграционной службе, утверждённым Указом Президента РФ от 09.07.2004 № 928, цель деятельности ФМС России и её территориальных подразделений заключается в обеспечении гарантий прав и свобод человека в сфере миграции. Одной из основных задач при этом выступает  оказание государственных услуг по вопросам, относящимся к компетенции данных органов.

При этом миграционные органы должны оказывать содействие законопослушным  лицам в реализации их прав и одновременно не допускать нарушений законодательства в данной сфере.

Однако, изучение поступающих в адрес Уполномоченного обращений по вопросам нарушения миграционных прав показывает, что не во всех случаях  данная задача выполняется.

Обращающиеся к Уполномоченному заявители жалуются на необоснованные отказы в реализации их прав, предусмотренных Конституцией РФ, действующими международными соглашениями и миграционным законодательством, волокиту и некорректное отношение.

Практика рассмотрения обращений по вопросам нарушений миграционных прав показывает, что запросы Уполномоченного, направляемые в интересах заявителей в Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области, находят понимание у  руководства Управления, что в большинстве случаев приводит к положительным результатам.

Вместе с тем изучение поступающих в адрес Уполномоченного обращений по вопросам нарушения миграционных прав свидетельствует, что  «слабым звеном» является работа территориальных органов  УФМС  по Ростовской области. Количество нарушений прав граждан и повторяемость ошибок, допускаемых сотрудниками этих органов, не снижаются, что вызывает  особую обеспокоенность, поскольку в непосредственном контакте с заявителями работают именно они.

Подтверждением того, что работа миграционной службы организована не лучшим образом,  служат поступающие в адрес Уполномоченного жалобы граждан, обращения депутатов, других государственных органов и должностных лиц, а также публикации в средствах массовой информации.

Нарушения прав заявителей территориальными подразделениями Федеральной миграционной службы являются  популярной темой для обсуждения на телевидении, радио, в печати. При этом  заслуженные нарекания вызывает организация работы. Так, например, на страницах газеты «Аргументы недели»- № 20 от  26.11.2008 описаны мытарства граждан, обратившихся в отдел ФМС Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону. Это бессмысленная потеря времени и нервов, выстаивание в очередях, отсутствие стульев, скамеек, где заявитель, особенно пожилого возраста или инвалид, мог бы дождаться своей очереди на прием к специалисту, а также ненадлежащим образом оформленная справочная  информация, которую подчас затруднительно прочитать посетителю даже с  хорошим зрением.

         Неудивительно, что при проведении  на сайте ФМС опроса о качестве ее работы, 59,94 % опрошенных россиян дали отрицательную оценку.

           Следует отметить, что миграционное законодательство, особенно нормативно-правовые акты о гражданстве, являются достаточно сложными для большинства заявителей, в связи с чем вопрос разъяснительной работы и максимальной информированности является актуальным. Даже Президентом РФ обращено внимание на низкое качество сайта ФМС. Данное замечание в полной мере может быть отнесено и к сайту Управления ФМС России по Ростовской области.

         Миграционными органами также  нарушаются сроки предоставления государственных услуг населению, которые установлены  Административными регламентами. Так, согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденному  приказом ФМС России от 20.09.2007 № 208, срок предоставления такой услуги не должен превышать трех дней со дня поступления документов в орган регистрационного учета. Однако, на практике нередко оказание государственных услуг затягивается на месяцы, а то и на годы.

В ряде случаев заявители жалуются на то, что их вопросы не решаются миграционными органами на протяжении нескольких  лет. Обращения в устной форме не фиксируются. Письменные заявления в произвольной форме, как правило,  не принимаются, а специальные бланки выдаются, когда вопрос считается почти решённым. В связи с этим при обращении в вышестоящие миграционные органы, иные государственные органы или суд, граждане не имеют возможности  представлять письменные  доказательства своих многократных обращений, а также отказов  сотрудников в приёме заявления.

При этом нередко заявитель, предпринимающий меры по обжалованию действий сотрудников миграционных служб, при несогласии с ними, при очередных обращениях испытывает на себе негативное отношение со стороны специалистов,  грубость и  предвзятый подход. Такое неэтичное поведение со стороны отдельных специалистов отрицательно сказывается на авторитете  миграционной службы в целом, подрывает доверие граждан к государственным органам. 

         К сожалению, при рассмотрении обращений граждан  в территориальных подразделениях УФМС по Ростовской области   практически не  применяется индивидуальный подход к каждому обратившемуся, не используются все предусмотренные законодательством варианты содействия в каждой конкретной ситуации. Не оказывается содействия гражданам в получении документов из консульских и посольских учреждений, несмотря на то, что миграционной службе ответ был бы направлен оперативнее.   Неудивительно, что заявители по миграционным вопросам всё чаще  обращаются в суд.

Ростовским областным судом проводилось обобщение  практики рассмотрения судами области дел о нарушении миграционных прав, об  установлении  юридических фактов, оспаривании действий  должностных лиц УФМС России по Ростовской области.

При этом было изучено 1191 гражданское дело указанной категории, рассмотренных судами в 2007 году. Самыми актуальными причинами обращения в суд для граждан являются две – необходимость установления факта постоянного проживания на территории РФ и оспаривание законности действий должностных лиц территориальных  органов федеральной миграционной службы.

Обобщая судебную практику по делам об установления факта постоянного проживания на территории РФ, областной суд пришел к выводу, что в большинстве случаев граждане обратились в суд по рекомендации миграционных органов после обращения с заявлением о признании гражданином РФ и выдаче паспорта. Данные рекомендации довольно часто были необоснованными. Областной суд отметил, что  территориальные органы  УФМС  по Ростовской области, разъясняя порядок обращения в суд,  предварительно  не применяют собственные полномочия. Так, не всегда   проводятся проверки наличия (отсутствия) у заявителей гражданства Российской Федерации либо  иного государства.

Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность совершения действий по проверке, направленной на установление гражданства Российской Федерации, которая, при его подтверждении, заканчивается выдачей соответствующего документа.

Так, в соответствии с п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого  Указом Президента РФ N 1325 от 14.11.2002, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утрата, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка факта  законности выдачи лицу указанного документа.

Проверка осуществляется по заявлению лица, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. Однако, как показывает практика, полномочия по совершению проверочных действий, миграционными органами в должной мере не используются.

Таким образом, сотрудники миграционной службы перекладывают на обращающихся к ним лиц  установление обстоятельств, которые могут и должны устанавливать сами.

Более того, рекомендуя заявителю  обратиться в суд по вопросу установления факта постоянного проживания на территории РФ, не всегда специалисты правильно отличают юридически значимые факты от иных.

 Так,  если  установление факта постоянного проживания по состоянию на даты 06.02.1992 и 01.07. 2002 является юридически значимым и порождает правовые последствия (признание гражданином РФ), то непонятно, почему гражданам рекомендуют устанавливать  факт постоянного проживания на другие, произвольно определяемые даты и периоды. Тем более, что суды в этих случаях выносят решения (определения) не в пользу заявителя – об отказе в рассмотрении заявления, прекращении производства  по делу и т.п. Несмотря на то, что суды мотивируют при этом свою позицию исключительно формальными основаниями,  впоследствии данные  решения толкуются правоприменителями  неправильно, а именно как основание отказа  в получении гражданства РФ.

При обобщении судебной практики по делам, связанным с обжалованием действий  сотрудником миграционной службы  областным судом было отмечено, что  в основном в судебном порядке оспаривается законность действий  должностных лиц территориальных  органов федеральной миграционной службы по отказу в признании гражданином Российской Федерации и в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, а также в связи с  отказом в оформлении документов на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Более того, областным судом было отмечено, что сотрудники миграционной службы, выступая во многих случаях фактически инициаторами   судебного разбирательства,  сами уклоняются от участия в рассмотрении дел судами. Представители УФМС по Ростовской области приняли участие в судебных заседаниях по делам, составивших менее 1% от общего количества рассмотренных дел. Изучение областным судом 88 дел об оспаривании действий должностных лиц УФМС по Ростовской области показало, что 60 из них рассмотрены  с нарушением процессуальных сроков. Чаще всего причина нарушения сроков связана с неявкой лиц, участвующих в деле, и длительным истребованием доказательств по делу,  т.е.     сотрудники миграционной службы  не представляют либо несвоевременно представляют  доказательства в подтверждение своих возражений или законности действий, совершенных ими до рассмотрения спора судом. Такие действия в результате влекут  волокиту, т.е. нарушение прав граждан на судебную защиту и  справедливое судебное разбирательство.  

В то же время, решения судов первой и второй инстанций, удовлетворяющие законные требования граждан, миграционной службой глубоко не анализируются, а практически все обжалуются  в   вышестоящие суды, что для заявителя сопряжено  с ещё более длительным  затягиванием решения вопроса.  


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области