Часть 1.

Введение

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с законом Ростовской области от 15.03.2007 года №643-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области» и направляется Главе Администрации (Губернатору) Ростовской области и в Законодательное Собрание Ростовской области.

В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области (далее – Уполномоченный) и его представителей, информация, предоставленная органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, сведения, полученные в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях и круглых столах, на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересов детей, посещения различных государственных учреждений для несовершеннолетних, в чьи обязанности входит защита прав и интересов ребенка, официальные статистические данные по Ростовской области.

Служба Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области  была создана как дополнительная гарантия обеспечения государственной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области утвержден в должности Постановлением Законодательного Собрания от 30.10.2007 года №2085. В настоящее время в 26 субъектах РФ функционирует институт Уполномоченного по правам ребенка в той или иной форме.

Основные полномочия Уполномоченного по правам ребенка определены вышеуказанным областным законом, это:

·                    Рассмотрение обращений граждан, связанных с нарушением прав детей; проведение соответствующих проверок; содействие восстановлению нарушенных прав.

·                    Участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых государственными органами Ростовской области, органами местного самоуправления и связанных с защитой прав детей, предупреждением преступности несовершеннолетних, профилактикой безнадзорности.

·                    Правовое просвещение и разъяснение прав и законных интересов ребенка, форм и методов их защиты и другие.

Уполномоченный по правам ребенка входит в аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области. Для осуществления его полномочий предусмотрен секретариат в составе 3-х специалистов (руководитель секретариата, консультант, ведущий специалист) и помощник-главный специалист.

Общий анализ жалоб и обращений, поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области в 2008 году.

Одним из главных направлений деятельности Уполномоченного является работа с обращениями граждан, которая проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», областным законом от 18.09.2006 года №540-ЗС «Об обращениях граждан». Особое внимание уделяется повышению эффективности уровня внесудебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, оказанию максимально возможной помощи в рассмотрении просьб.

Для обеспечения взаимодействия при рассмотрении обращений граждан, получения оперативной информации и проведения совместных проверок Уполномоченным по правам человека в Ростовской области заключены соглашения о взаимодействии в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина с прокуратурой РО, Южной транспортной прокуратурой, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по РО, управлением федеральной службы судебных приставов по РО, ГУВД по РО, ГУФСИН России по РО, государственной инспекцией труда в РО, Адвокатской палатой РО, военной прокуратурой СКВО.

В 2008 году Уполномоченным по правам ребенка рассмотрено 830 обращений и жалоб граждан. Принято на приеме Уполномоченным по правам ребенка и специалистами секретариата – 427(51,4%), в том числе на личном приеме Уполномоченного – 101 человек. Поступили по почте или представлены в письменном виде в приемную аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области – 234 (28,2%) обращений. Даны консультации по телефону 169 (20,4%) заявителям. К Уполномоченному поступило 12 (1,4%) коллективных обращений. Рассмотрены и исполнены все обращения.

Наибольшее число обращений получено от жителей городов Ростова-на-Дону – 55,9% (452),  Новочеркасска – 5,2% (42), Батайска – 3,2% (26), Новошахтинска – 3,1% (25), Таганрога – 2,6% (21), из Азовского – 3,5% (28), Миллеровского – 3,2% (26) сельских районов. Практически из всех муниципальных образований области имели место обращения к Уполномоченному.

 Большая доля обращений -60% связана с недостаточной правовой грамотностью населения, более 50% обращений находятся в компетенции органов местного самоуправления, что позволяет сделать выводы о недостаточной информационной и разъяснительной работе на местах.

Состав заявителей.

В 2008 году обратились к Уполномоченному 637 (80,4%) женщин, 143 (18,1%) мужчин и 12(1,5%) несовершеннолетних.              

409 / 51,5%– родители, из них 2,3% (18) - одинокие матери, 5,8% (46) – многодетные родители;

3 / 0,4%  – приемные родители;

81 / 10,2%– опекуны и попечители;

21 / 2,7%  – родители, имеющие детей инвалидов;

90 / 11,4%  -  иные родственники несовершеннолетних;

39 / 4,9% - специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства;

12 / 1,4%  – несовершеннолетние, из них 0,5% (4) - лица из числа детей сирот, выпускники детских домов, школ-интернатов;

11 / 1,4%  - представители общественных организаций, средств массовой информации;

8 / 1,0%  – должностные лица, руководители государственных учреждений;

2 / 0,3%  – депутаты Законодательного Собрания области;

34 /  4,3%– осужденные, лица отбывающие наказание;

82 / 10,5%– иные лица.

Спектр причин обращения к Уполномоченному.

Наибольшее количество жалоб и обращений поступает по вопросам жилищного законодательства, связанных с жилищными правами детей, выселением из жилых помещений, принадлежащих на праве собственности другим гражданам, отселением из непригодного для проживания и ремонта жилого помещения, предоставлением жилья многодетным семьям и семьям с детьми инвалидами, постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Всего с такими вопросами обратились 194/23,4% человека. Из них – 27/3,3% обращения связаны с реализацией прав на жилье детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наиболее острым вопросом остается  выселение несовершеннолетних из жилых помещений(31/16,0%), принадлежащих на праве собственности другим гражданам, на основании ст.31 ЖК РФ и ст.292 ГК РФ, которые укрепив статус собственника, сделали весьма уязвимыми права несовершеннолетних.

По вопросам семейного права к Уполномоченному обратились 110/13,3% заявителей. Обращения связаны с правами детей в спорах родителей и других родственников, установлением порядка общения с родными, изменением имени и фамилии ребенку,  определением места жительства ребенка и др.

Непосредственно по вопросам жизнеустройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, защиты их прав поступило 77/9,3% обращений, связанных с правами подопечных детей, формами семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядком назначения социальных выплат и льгот этим детям. Кроме того,  имеют место обращения совершеннолетних граждан, которые считают себя  лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но в силу разных обстоятельств  не имеют юридических документов, подтверждающих надлежащий  статус.

В своих обращениях 88/10,6% жителей области затрагивают и вопросы действия (бездействия) должностных лиц в сфере защиты прав ребенка, в том числе по вопросам предоставления льгот, назначения и выплаты государственных пенсий и социальных пособий.

Доля поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области обращений по вопросам миграционного законодательства составила – 7,1% (59) от общего числа. В основном заявители жаловались на немотивированные устные отказы миграционной службы при оформлении детям паспортов, приобретении гражданства Российской Федерации, регистрации детей по месту жительства.  В связи с этим, Уполномоченным по правам ребенка в адрес миграционной службы направлялись соответствующие представления.

Сравнительно много поступает жалоб по вопросам гражданского и уголовного судопроизводства – 102/12,3%, связанных в основном с имущественными правами несовершеннолетних, в том числе по вопросам взыскания алиментов обратились 25/3,0% граждан. В соответствии с законом Уполномоченный рассматривает вопросы досудебной защиты, он не имеет права вмешиваться в деятельность судебных органов. Поэтому в этих случаях мы разъясняем порядок обжалования судебных решений, даем юридические консультации по конкретным вопросам.

Участие в судебных заседаниях имеют место в нашей практике, однако это может происходить только после удовлетворения судом ходатайства сторон о нашем участии. В 2008 году в 10 случаях Уполномоченный принял участие в судебных процессах в качестве третьего лица. Во всех случаях участие Уполномоченного позволило добиться положительного решения в интересах несовершеннолетних.

Обращения по вопросам образования и культуры составили 6,1% (50) от общего числа обращений. Чаще они связаны с конфликтами между участниками образовательного процесса, иногда с нарушениями санитарных норм и правил пребывания в образовательных учреждениях.

Обращений по проблемам трудоустройства, здравоохранения, жалоб на работников правоохранительных органов и должностных лиц поступило в равных количествах – по 2,5-3,0% по каждому вопросу от общего числа заявлений.

Полные статистические данные отражены в Приложениях.

Результаты рассмотрения обращений. 

По результату рассмотрения можно отметить, что 155 обращений из общего числа принятых к рассмотрению Уполномоченным и при его непосредственном участии решены положительно или частично разрешены, что составило 18,7% от общего числа обращений.

Нарушение прав несовершеннолетних были установлены в 75-ти случаях (9,0%), участие Уполномоченного позволило добиться восстановления нарушенных прав детей во всех случаях. Анализ свидетельствует, что права детей в большинстве случаев нарушают их родители (40), среди государственных органов и учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних лидируют органы опеки и попечительства (14) и территориальные отделения Федеральной миграционной службы (7)

Большая часть обращений 60,3% связана с недостаточной правовой грамотностью населения, в этих случаях даны консультации,  направлены письменные запросы, оказана помощь в составлении исковых заявлений, ходатайств, кассационных и надзорных жалоб.

Ряд обращений рассматривались Уполномоченным по правам ребенка с выездом на место и комиссионно. Так за отчетный период рассмотрено с выездом на место 15/1,8% обращений. Уполномоченный по правам ребенка и сотрудники секретариата посетили 20 детских учреждений различного вида с целью проверки соблюдения прав находящихся в них детей. По результатам посещения в ряде случаев направлялись заключения в адрес заинтересованных министерств и ведомств.

Уполномоченным по правам человека в области образованы 11 общественных приемных на базе юридических ВУЗов и их филиалов, деятельность которых в сфере защиты прав детства координирует Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области. Уполномоченным и специалистами службы осуществлены выезды в города: Новошахтинск, Волгодонск, Гуково, Миллерово, а также в Цимлянский, Егорлыкский, Сальский и Ремонтненский  районы, где проведены приемы граждан в общественных приемных.

Работа с обращениями и жалобами позволяет Уполномоченному не только выявлять факты нарушения прав конкретного ребенка и оказывать индивидуальную помощь, но и обнаруживать общие тенденции и соответственно выстраивать последующую деятельность, направленную на защиту прав детей в целом.

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

вопросы семейного права.

         К Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области поступило 187  обращений граждан, связанных с вопросами о порядке устройства детей, оставшихся без попечения родителей; о содержании и порядке предоставления льгот и социальных гарантий несовершеннолетним указанной категории; о правах несовершеннолетних как членов семьи; о спорах, связанных с воспитанием детей и др.

Структура обращений представлена в таблице 1:

Характер обращений

      Число

  обращений

% от общего

       числа

  обращений 

Всего обращений

в том числе:

187

22,5

1.  по вопросам  жизнеустройства детей-сирот и

     детей, оставшихся без попечения родителей

     в том числе:

   - о порядке передаче ребенка под опеку

   - о порядке создании приемной семьи

   - об усыновлении

   - о возврате детей из госучреждения

   - определение детей в госучреждение

   - отмена усыновления

   - жалоба на отказ в передаче ребенка в

      приемную семью

   - несогласие с установлением опеки

50

23

8

4

5

3

2

1

4

6

2. по вопросам предоставления льгот и  гарантий

    несовершеннолетним  подопечным

    в том числе:

   - о  назначении денежного содержания

   - о льготах на получение образования

   - о жилищных правах подопечных

   - о порядке сохранения имущества

   - др.

27

13

4

4

4

2

3,2

3.  по вопросам  рассмотрения споров,

     связанных с воспитанием детей

     в том числе:

- о лишении родительских прав

- об алиментных обязательствах родителей

- об общении с родителем, проживающим отдельно

- об общении с детьми  других родственников

- об определение места жительства ребенка

- о правах несовершеннолетних

-  др.

110

27

25

15

9

7

14

             13

13,3

Как  видно  из  представленной  таблицы  большое  количество  обращений

77 (9,2%) связано с правами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это объясняется по нашему мнению, во-первых, остротой проблемы социального сиротства, как в целом по России, так  и в Ростовской области, и, во-вторых,  активной работой, которая проводится в Ростовской области по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  и оказанию  мер социальной поддержки детям этой категории.

Поэтому большая часть поступивших обращений содержит вопросы консультационного, разъяснительного характера.

Рассмотрение обращений граждан, связанных с нарушением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного по правам ребенка, что определено областным законом Ростовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области» от 15.03.2007 г.  № 643-ЗС.

По данным на 01.01.2009 в Ростовской области состоят на учете в органах опеки и попечительства  12191 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15 % из них воспитываются и обучаются в государственных учреждениях (1454 – в детских домах, 402 – в Домах ребенка). 81,6% (9950 детей) находятся под опекой (попечительством) граждан; 3% (385  детей) – живут в приемных семьях. По статистике в России 90% детей, оставшихся без попечения родителей – это социальные сироты.

Проведенный анализ ситуации в Ростовской области по этой проблеме показывает, что в области в соответствии с федеральным и региональным  законодательством осуществляются в полном объеме меры социальной поддержки семей с детьми:  предоставляется более 25 видов различных социальных выплат и льгот  за счет федерального и областного бюджетов. В  приоритетном порядке оказывается помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ведется активная работа по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В 2008 г. усыновлено 385 детей, в том числе 337  российскими гражданами. На 01.01.2009 г. функционируют 114 приемных семей,  в которых воспитываются 385 детей (в 2006 году было всего 29 приемных семей).

Как показывает практика,  семейные формы жизнеустройства являются наиболее оптимальными для детей этой категории. А ученые утверждают, что инстинкт семьи у ребенка формируется до 6-летнего возраста и только в семье.

Следует сказать, что при посещении государственных учреждений (детских домов, домов-интернатов) Уполномоченным и специалистами отмечено, что в последние годы очень многое сделано по укреплению их материально-технической базы, созданы необходимые условия для пребывания воспитанников. Однако, последствия институционального воспитания детей этой категории в большом количестве случаев неблагоприятные. Поэтому необходимо и далее развивать в области семейные формы жизнеустройства детей         -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В результате происходит сокращение числа государственных учреждений. В 2008 году закрыто 2  детских дома, в 2007 году – 1 детский дом. На 01.01.2009 г. в 39 детских домах  воспитывается 1454 детей,  при количестве мест 1693.  На 01.01.2008 г.  число воспитанников было 1530, а мест соответственно - 1826. И это – закономерный процесс.

Вместе с тем в рамках развития процесса деинституализации детей этой категории возникает ряд вопросов, которые необходимо решать более эффективно:

- это более тщательная отработка критериев подбора кандидатов в усыновители и приемные родители;

- отработка технологий подготовки, поддержки и сопровождения семей, взявших на себя воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- принятие дополнительных мер по сохранению для ребенка родной семьи.

В настоящее время эти функции выполняются органами опеки  и попечительства в муниципальных образованиях. В большинстве территорий (43) это 1-2 специалиста.

Так, по состоянию на 01.01.2009 г.,  в 63 территориальных органах опеки и попечительства работают 129 специалистов, оплата труда 111 из них производится за счет субвенции областного бюджета. Кроме того, в некоторых территориях (Азовский р-н, Багаевский р-н, Веселовский р-н,  Дубовский р-н, Заветинский р-н, Каменский р-н, Матвеево-Курганский р-н, Миллеровский р-н, Неклиновский р-н, Пролетарский (с) р-н, Ремонтненский р-н, Тарасовский р-н, Тацинский р-н, г. Батайск, г. Волгодонск, г. Новошахтинск) 18 единиц специалистов по охране прав детства  финансируются из местных бюджетов.    

20 территорий имеют только по 1 такому специалисту. Наиболее сложная ситуация имеет место в нескольких территориях: где на 1 специалиста по охране прав детства приходится более 10 тысяч детей  в возрасте 0-18 лет:  г. Новочеркасск (16500),  г. Шахты (14918),  Зерноградский район (14023), Октябрьский (с) район (12348), Мясниковский район (11410); Ворошиловский (13333), Пролетарский (12050), Первомайский (11067), Советский (10733), Октябрьский (10646).

В то же  время в письме Министерства образования и науки РФ от 25.06.2007 № АФ-226/06 «Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ» указано, что приемлемым нормативом численности территориального органа опеки и попечительства (специалистов по охране прав детства) является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.

Учитывая значительно возросший объем работы специалистов по опеке и попечительству в связи с существенным увеличением количества усыновленных  и приемных детей, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о дальнейшем сокращении государственных учреждений, а за счет этого укрепления органов опеки и попечительства.

Следует отметить, что проводимый на уровне области мониторинг о количестве безнадзорных и беспризорных детей, а также неблагополучных семей говорит о том, что в решении этой проблемы есть положительная динамика. Так, количество безнадзорных детей снизилось в 2008 году на 3,4%, количество неблагополучных семей на 5%.

В то же время проблема детской безнадзорности и социального сиротства продолжает оставаться острой, о чем свидетельствуют и обращения,       поступившие в адрес Уполномоченного по правам ребенка.

Как уже отмечалось, обращения в большей части носят консультативный и разъяснительный характер. В 10% случаев оказана практическая помощь в составлении исков, ходатайств и др. документов.

Вместе с тем в  14 случаях установлены нарушения прав несовершеннолетних. Все они связаны  с недостатками в работе органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (невыполнение своих обязанностей, несвоевременное принятие мер, формальное отношение при рассмотрении обращений, в ряде случаев – некомпетентность).

При  рассмотрении этих обращений Уполномоченным привлекались  компетентные специалисты из министерств и ведомств, были сделаны запросы в разные инстанции (97 запросов),  осуществлялись выезды в 5 территорий, в некоторых случаях принимали участие в судебном заседании.

В результате во всех случаях нарушенные права несовершеннолетних были восстановлены.

С целью предупреждения нарушений прав несовершеннолетних, повышения эффективности работы с неблагополучными семьями по инициативе Уполномоченного совместно с администрацией области   и   Северо-Кавказской

 Академией государственной службы проведен круглый стол по проблемам детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства. В работе круглого стола приняли участие ведущие специалисты в области детства министерств и ведомств, ученые, представители правоохранительных органов, общественных организаций, руководителя ряда областных детских учреждений. По результатам работы круглого стола издан сборник выступлений, выработаны рекомендации для руководства в практической деятельности, которые направлены в министерства и ведомства, руководителям областных учреждений.

Кроме того по инициативе Уполномоченного с Министерством образования  проводятся обучающие семинары со специалистами органов опеки и попечительства с использованием материалов рассмотрения обращений Уполномоченного по правам ребенка.

 Приведу несколько примеров рассмотренных обращений.

Несовершеннолетняя  В., 1990 г.р.,  проживающая в г. Ростове-на-Дону,  обратилась к Уполномоченному по правам ребенка  в связи с тем, что отчим предъявил исковые требования о  выселении ее из муниципальной квартиры, считая, что после смерти ее матери она не является членом семьи отчима и утратила право пользования жилым помещением.

     В процессе рассмотрения обращения стало известно, что органы опеки и попечительства Кировского района г. Ростова-на-Дону проводили профилактическую работу с несовершеннолетней, так как из-за конфликтов с отчимом она  в декабре 2006 года уходила из дома и временно проживала у бабушки со стороны отца. Таким образом, органы опеки были проинформированы о том, что в территории проживает ребенок, фактически  оставшийся без попечения родителей с августа 2004 года (мать умерла 05.08.2004 г., а отец с дочерью не виделся с 3 лет), но никаких мер не приняли.

      Уполномоченный по правам ребенка довел информацию до органов опеки и попечительства по месту проживания и регистрации заявителя (Кировский район), по месту фактического временного проживания несовершеннолетней (Ворошиловский район), по месту проживания отца (Октябрьский район).   

      В результате вмешательства Уполномоченного  органы опеки:

·        провели проверку  условий проживания несовершеннолетней;

·        обратились в суд с иском о лишении родительских прав отца ребенка;

·        учредили попечительство над несовершеннолетней;

·        назначили выплату денежных средств на содержание подопечной.

          По просьбе  несовершеннолетней   к рассмотрению иска  о выселении в качестве третьего лица был привлечен представитель Уполномоченного по правам ребенка, который принял участие  в трех заседаниях суда исковые требования и кассационная жалоба отчима остались без удовлетворения, жилищные права несовершеннолетней были защищены.

 В обращении жительницы г. Ростова-на-Дону  М. (во время проведения «Прямой линии» в газете «Наше время») содержалась жалоба на отказ администрации Дома ребенка г. Таганрога в передаче воспитанника в ее приемную семью. Для рассмотрения обращения была создана комиссия из специалистов секретариата Уполномоченного по правам ребенка, министерства общего и профессионального образования и министерства здравоохранения Ростовской области, которая  выехала в г. Таганрог.

      Комиссией было установлено, что администрация г. Таганрога отказала заявителю в передаче ребенка в приемную семью в связи с пенсионным возрастом (61 год) кандидата в приемные родители, основываясь на возражениях администрации Дома ребенка. Этими действиями  были нарушены права заявителя, поскольку ни Семейный кодекс РФ, ни постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «О приемной семье» не предусматривают ограничение по возрасту для кандидатов в приемные родители при передаче ребенка в приемную семью. Кроме того, заявительницей собраны все необходимые документы, по заключению органов опеки и попечительства у нее есть положительный опыт воспитания приемных детей, ею получено направление на ребенка у регионального оператора банка о детях, оставшихся без попечения родителей. Одновременно было нарушено право ребенка на   воспитание в семье, предусмотренное Семейным кодексом РФ.

По результатам работы комиссии Уполномоченным было  направлено заключение Мэру г. Таганрога о неправомочных действиях.  

Благодаря проделанной работе заключен трехсторонний договор  о передаче несовершеннолетнего  на воспитание в приемную семью М. между заявительницей, Управлением образования г. Таганрога и муниципальным  учреждением «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону».  Ребенок благополучно воспитывается в семье заявителя. 

К Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области обратилась гражданка Б., бабушка 16-летнего внука, проживающая в Обливском районе, которая на протяжении длительного времени воспитывает внука, так как одинокая мать ребенка 2 года в семье не проживала и в воспитании сына не участвовала. Несмотря на то, что мать ребенка образовательное учреждение не посещала, руководитель школы (в нарушение ст. 122 Семейного Кодекса РФ и ст. 14 Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») не поставила в известность органы опеки о том, что ребенок фактически остался без попечения родителей. Только после обращения Уполномоченного по правам ребенка в отдел образования района состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района, на котором было принято решение об установлении попечительства над несовершеннолетним и сборе документов о лишении родительских прав матери ребенка. В результате принятых мер  над несовершеннолетним установлено попечительство, назначена выплата денежных средств, и он получил возможность дальнейшего обучения после окончания школы на полном государственном обеспечении..

Попечитель М., обратился к Уполномоченному по правам ребенка с просьбой об оказании помощи в приобретении гражданства РФ подопечному 1990 г.р., который  родился на Украине, а в 1993 году был привезен в Ростовскую область без оформления документов. После лишения родителей родительских прав в 1995 году, опекуном ребенка была назначена бабушка. С 2006 г. попечителем несовершеннолетнего стал заявитель и в течение 2 лет не может решить вопрос о паспортизации подопечного из-за отсутствия документов подтверждающих регистрацию ребенка на территории РФ (миграционной карты, сведений о ребенке в домовой книге и т.п.).  

Заявителю был разъяснен порядок обращения в суд и оказана помощь в составлении заявления об установлении факта постоянного проживания несовершеннолетнего в г. Азове.  Суд принял решение в интересах несовершеннолетнего, документы переданы в миграционную службу, паспорт получен.

Данное обращение свидетельствует о том, что органы опеки г. Азова на протяжении 11 лет не контролировали вопрос о регистрации ребенка по месту фактического проживания и его паспортизации, которую следовало произвести в декабре 2005 года. 

На личный прием к Уполномоченному обратилась жительница г. Батайска,  которую волновала судьба несовершеннолетней П., 1991 г.р. Со слов заявителя стало известно, что девушка живет одна, так как ее родители находятся в местах   лишения свободы, и ожидает рождение ребенка.

Полученные сведения немедленно были переданы в Управление образования г. Батайска. В результате на первичный учет были поставлены двое несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (несовершеннолетняя мама и ее сын). 

 Из больницы несовершеннолетняя мать с ребенком вернулась к месту своего временного проживания и обратилась в органы опеки и попечительства с просьбой о разрешении регистрации  брака.  Учитывая наличие фактических семейных отношений и факт рождения ребенка, администрация г. Батайска  такое разрешение дала.  Регистрация брака состоялась,  и  супруги приняли решение об установлении отцовства в отношении сына П.

По вопросам споров родителей, связанных с воспитанием детей поступило 110 (13,3%  от общего числа обращений), в том числе: 27 обращений     по вопросам лишения родительских прав, в некоторых случаях – несогласие с этим;  25 – по вопросам алиментных обязательств  родителей (порядок взыскания и размер алиментов, меры к лицам, имеющим задолженность  по уплате алиментов).

Следует отметить, что настораживает некоторый рост количества родителей лишенных родительских прав (2006 – 953, 2007 – 1124, 2008 - 1120) и соответственно детей, в отношении которых родители лишены родительских прав (2006 – 1228, 2007 – 1322, 2008  - 1315). 58 обращений поступило непосредственно по вопросам споров родителей и родственников по воспитанию детей. Эти вопросы очень трудны в рассмотрении, так как сопровождаются сильными эмоциональными реакциями родителей, которые в пылу спора забывают об  обязанности по защите прав собственного ребенка и  подменяют его интересы интересами враждующих сторон. 

И в этой ситуации основная задача  – строгое соблюдение прав и интересов ребенка в соответствии с законом.  Поэтому важным этапом в разрешении спора о воспитании  является разъяснительная работа с родителями о правах детей, о  недопущении  нарушения прав несовершеннолетних, повышение уровня  правовых знаний взрослых членов семьи и родственников ребенка.

Все обратившиеся к Уполномоченному получили юридические консультации и практические советы по преодолению последствий родительских споров, а также контактные телефоны психологических служб и органов опеки территорий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в чьи функции входит рассмотрение этих вопросов.

Алиментные обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

В адрес Уполномоченного по правам ребенка  в 2008 году поступило 25 (3,0 %) обращений граждан о порядке взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних, о взыскании задолженности по алиментам, об ответственности плательщиков алиментов, а также об исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов судебными приставами-исполнителями.

По всем этим обращениям заявителям даны ответы с разъяснением действующего законодательства, а также оказана помощь в составлении исковых заявлений о взыскании алиментов, апелляционных и кассационных жалоб на решения судов.

В ряде случаев Уполномоченный по правам ребенка  направлял обращения о неисполнении судебных решений о взыскании алиментов в Управление ФССП по Ростовской области для рассмотрения в соответствии с заключенным Соглашением о сотрудничестве Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области и Уполномоченного по правам человека в Ростовской области.

Результаты рассмотрения обращений Управлением ФССП по Ростовской области  свидетельствует, что судебными приставами-исполнителями принимаются все предусмотренные действующим законодательством меры для исполнения судебных решений о взыскании алиментов.

По информации Управления ФССП по Ростовской области основной причиной неисполнения исполнительных документов о взыскании алиментов является отсутствие у должников работы, либо сокрытие своего места работы или источника получения иного дохода.

В целях устранения указанной причины Управлением ФССП по Ростовской области в 2008 году заключены соглашения о взаимодействии:

- с Управлением государственной службы занятости населения Ростовской области по вопросу оказания содействия в трудоустройстве лиц, обязанных уплачивать алименты,  при изъявлении их желания трудоустроиться;

- с ГУ ОПФР по Ростовской области для установления места работы должников и (или) места получения иного дохода, в том числе путем электронного документооборота с использованием сети Интернет для сокращения сроков получения судебным приставом-исполнителем необходимой информации для безусловного исполнения требований исполнительного документа.

В июне  2008 года по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области на областном уровне совместно с ФГОУ ВПО «Северо-Кавказской академией государственной службы» проведен  «круглый стол» на тему: «Федеральные и региональные аспекты законодательства в области семейной политики» с участием представителей Администрации Ростовской области, Законодательного собрания Ростовской области, министерств: общего и профессионального образования, труда и социального развития, здравоохранения, правоохранительных органов, службы судебных приставов, ученых, руководителей областных детских учреждений.

Выработанные на «круглом столе» рекомендации о совершенствовании федерального законодательства Уполномоченным  направлены в заинтересованные министерства  и ведомства, Законодательное собрание Ростовской области, в том числе о целесообразности внесения изменений в СК РФ:

- в ст.ст. 81, 113 СК РФ, в части введения нового государственного минимального стандарта алиментов, базирующегося на показателе прожиточного минимума, а также создании единого федерального алиментного фонда;

- в части дополнения СК РФ статьей «Право на алименты совершеннолетних обучающихся детей» (на период обучения до достижения 23 лет).


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области