Проблемы, связанные с соблюдением прав человека при неисполнении судебных решений.

Конституцией Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

         Неотъемлемой частью судопроизводства является исполнение судебного постановления, ибо без реального исполнения решения суда  теряют своё значение все принципы справедливого судебного разбирательства, предусмотренные Европейской Конвенцией, утрачивает смысл и само понятие – «право на суд».

         Иными словами, нарушением прав граждан на справедливое судебное разбирательство и, следовательно, нарушением конституционного права на судебную защиту признается, в том числе, и любое неисполнение решения суда.

         К сожалению, в настоящее время судебные решения нередко не исполняются.

         В адрес Уполномоченного в 2008 году поступило 38 жалоб на неисполнение решений суда (1,6 % от общего количества поступивших обращений граждан).

         Рассмотрение этих жалоб и поступающая по запросам Уполномоченного информация о причинах неисполнения судебных решений свидетельствует, что в большинстве случаев судебными приставами-исполнителями принимаются все предусмотренные действующим законодательством меры для исполнения судебных решений. Имеющиеся нарушения в деятельности судебных приставов-исполнителей в основном носят процессуальный характер – нарушение сроков возбуждения исполнительных производств, несвоевременное проведение исполнительных действий и прочее,  по сути, не оказывают существенного влияния на конечный результат, т.е.  не являются непосредственной причиной проблемы неисполнения судебных решений.

         Причиной же данной проблемы является, по мнению Уполномоченного, отсутствие правового  механизма реального исполнения  судебных решений, что, прежде всего, должно быть разрешено  на законодательном уровне.

         Анализ обращений данной категории показывает,  что довольно часто не исполняются судебные решения, где должником выступают федеральные органы государственной власти. 

         Так, к Уполномоченному обратился военнослужащий одного из военных представительств Министерства обороны РФ Г., который в связи с достижением предельного возраста нахождения на военной службе подлежит увольнению в запас в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и имеет право на  предоставление жилого помещения. Поскольку командованием военного представительства вопрос об обеспечении заявителя и его семьи жильем не был решен, он обратился с иском в суд. Решением Северо-Кавказского окружного военного суда от 30.05.2007 г. исковые требования заявителя удовлетворены. На Министерство обороны РФ, командование военного представительства и  командование войсковой части, где проходит службу Г., было  возложено обязательство подготовить соответствующие документы, в целях предоставления Г. жилого помещения за счет средств федерального бюджета,  и уволить заявителя с военной службы только после обеспечения жильём.

Вступивший в законную силу судебный акт поступил для исполнения в УФССП по Москве, где по нему было возбуждено исполнительное производство.     

Однако, в нарушение требований ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, судебное решение исполнено не было.

Уполномоченным, в интересах заявителя было направлено обращение к министру обороны Российской Федерации.

Согласно поступившей информации, Управлением  капитального строительства и инвестиций Министерства обороны РФ  для Управления военных представительств Министерства обороны РФ в 2008 году в г. Ростове-на-Дону было выделено 11 квартир. Жилищной комиссией военных представительств будет рассмотрен вопрос о выделении жилого помещения военнослужащему Г. и его семье.

         В 2008 году в адрес Уполномоченного поступило аналогичное обращение военнослужащего внутренних войск МВД России Я., исковые требования которого также были удовлетворены. Решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16.08.2007 г. на командование внутренними войсками МВД России,  командование войсками СКО ВВ МВД России и войсковой части, в которой заявитель проходил службу, возложено обязательство подготовить соответствующие документы по обеспечению  Я. и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства в г. Ростове-на-Дону.

Несмотря на представление заявителем вступившего в законную силу судебного акта в службу судебных приставов г. Новочеркасска, судебное решение не исполнялось длительное время.

В целях оказания содействия заявителю в решении его жилищного вопроса, Уполномоченным было направлено обращение в адрес Министра МВД России.

Согласно поступившей из МВД  Российской Федерации информации, Я. включен в список военнослужащих управления СКО ВВ МВД России, нуждающихся в получении жилого помещения в г. Ростове-на-Дону, которое ему будет предоставлено в соответствии с действующим законодательством.  Кроме того, судебным приставом-исполнителем командир войсковой части, где проходил службу Я., предупрежден об уголовной ответственности за злостное уклонение от исполнения решения суда, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

         Также, в Ростовской области, как, впрочем, и в других субъектах Российской Федерации, на протяжении многих лет существует негативная ситуация в части выплаты гарантированных законодательством денежных сумм, и предоставления комплексных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.    

         За защитой своих прав и законных интересов данная категория граждан вынуждена была обратиться в суды с исками о взыскании в их пользу причитающихся денежных сумм. В связи с удовлетворением требований заявителей, у государства возникла еще более существенная задолженность по выплате этих средств.

         Так, с 2005 года по 2007 год в Ростовской области по искам граждан, пострадавших от воздействия радиации, судами было принято свыше 5 тысяч решений о взыскании с органов социальной защиты населения ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда на общую сумму 501,3 миллиона рублей, из которых 7,7 миллиона рублей составляла задолженность по уплате государственной пошлины.

         Развитие данной негативной ситуации в Ростовской области было предотвращено только после обращения в июне 2007 года Главы Администрации (Губернатора) области В.Ф. Чуба в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина. Выполняя поручение главы государства, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, являющиеся распорядителями средств федерального бюджета, осуществили выплату задолженности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы.

         Таким образом, проблема выплаты гражданам задолженности по денежным компенсациям была решена не с использованием правового механизма, а возможностью и авторитетом губернатора.

         Вместе с тем, на уровне федерального законодательства не выработан такой порядок реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, который позволил бы не допустить возникновения аналогичных ситуаций в будущем.

         Отсутствие единого механизма решения этой проблемы на государственном уровне приводит к росту социальной напряженности среди лиц, пострадавших от воздействия радиации на Чернобыльской АЭС.

         Не надеясь на защиту своих прав и законных интересов внутри страны, граждане всё чаще обращаются за такой защитой в Европейский Суд по правам человека. Рассмотренные этим Судом несколько жалоб жителей Ростовской области были удовлетворены, и Европейский Суд обязал Российскую Федерацию выплатить не только присужденные суммы, но и индексацию с учетом инфляции и компенсацию морального вреда, что дополнительно увеличило расходы из казны Российской Федерации.

           Принимая во внимание огромную социальную значимость названной проблемы, в июле 2008 года Уполномоченный передал обращение                        министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации с просьбой инициировать в Правительстве Российской Федерации разработку механизма исполнения судебных решений в части  выплаты денежных сумм в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

         Затягивание решения этой проблемы формирует у граждан негативное отношение к закону и действиям государства, не обеспечившего реальное  исполнение гарантированных им самим мер социальной защиты. Удовлетворенные Европейским Судом обращения данной категории российских граждан снижают авторитет Российской Федерации на международном уровне, как государства, не способного самостоятельно решить внутренние проблемы.

         Согласно письму, поступившему из министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в целях погашения упомянутой задолженности, министерством направлены предложения в Правительство Российской Федерации о проведении сверки судебных решений, вынесенных в пользу названной категории граждан, и выделении соответствующих денежных средств. 

         Но в 2008 году данный вопрос  оставался не урегулированным, и продолжалось накопление задолженности по выплате денежных сумм гражданам, пострадавшим от радиации на ЧАЭС. Как следствие этого, увеличивалось  количество обращений в судебные органы, а несвоевременное выделение средств из федерального бюджета на исполнение судебных решений порождало ещё большее увеличение этой задолженности.

         Проблема неисполнения судебных решений должна быть рассмотрена на законодательном уровне, необходимо создать строгий регламентированный порядок исполнения этих решений, прежде всего,  государственными органами.

         Иначе, подрывается сама вера граждан в закон и справедливость. Ведь согласно законодательству, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

         По делу «Рейнбах против Российской Федерации» Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 29.09.2005 г. прямо указал, что «… государство обязано организовать работу своей правовой системы таким образом, чтобы обеспечить координацию между различными органами государственной власти, ответственными за исполнение судебных решений, и обеспечить гарантию исполнения судебных решений в разумный срок независимо от изменений, происходящих в национальном законодательстве. Заявитель возложил бы на себя непосильное бремя, если бы ему пришлось следовать за каждым таким изменением и направлять исполнительный лист из одного компетентного органа государственной власти в другой».                        

         Давно назрела необходимость принятия конкретных мер, направленных на исключение ситуаций, когда вступившие в законную силу решения суда не исполняются, в том числе и самим государством.

         Еще более неблагополучная ситуация с исполнением судебных решений негосударственными предприятиями и физическими лицами (ООО, ЗАО, ИЧП и т.п.).

         Нередко, к моменту вынесения судебного решения, в основном о взыскании заработной платы, предприятие оказывается уже ликвидированным либо находится в стадии банкротства. В данном случае исполнение решения суда весьма сомнительно, так как данные требования относятся не к первой очереди, и  взыскания могут быть произведены только при наличии средств, оставшихся  после расчета с кредиторами предыдущей очереди, что, как, показывает практика, маловероятно.      

         Т.е. существенной проблемой неисполнения судебных решений данной категории является отсутствие у должника по исполнительному документу о взыскании денежных средств имущества, на которое возможно обращение взыскания.

         Так, например, в октябре 2008 года к Уполномоченному поступила жалоба супругов К. о бездействии службы судебных приставов-исполнителей одного из районных отделов  г. Ростова-на-Дону и неисполнении решения мирового судьи участка № 5 того же района о взыскании с ЗАО «Спецавтотранс» задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.

         Однако, как следовало из представленных заявителями материалов, службой судебных приставов-исполнителей были выполнены все необходимые действия. А в последующем, согласно требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» исполнительное производство было прекращено, в связи с признанием ЗАО «Спецавтотранс» несостоятельным (банкротом). Было открыто конкурсное производство с передачей полномочий  и документов конкурсному управляющему. Заявители включены во вторую очередь реестра требований кредиторов по оплате труда, расчеты с ними будут произведены за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы (имущества должника).

         Возникает вопрос, достаточно ли будет денежных средств, полученных от  реализации этой конкурсной массы, чтобы погасить задолженность по оплате труда? Или же этот вопрос будет решен в соответствии с п. 6 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то есть требования кредиторов, не  удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, будут считаться погашенными?

         При этом граждане будут лишены заработанных денежных средств и перспектив их  принудительного взыскания.

         Не менее сложной является проблема неисполнения судебных решений в случаях, когда должниками выступают физические лица. Распространена практика, когда ответчик в процессе судебного рассмотрения дела перерегистрирует свое имущество на других лиц. И, когда выносится решение суда, у должника уже нет ни имущества, на которое могло быть обращено взыскание, ни денежных средств. И в такой ситуации взыскать причитающиеся денежные средства - нереально.

         Говоря о проблемах, возникающих на стадии исполнения судебных решений, нельзя обойти вниманием работу федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, осуществляющего, помимо прочего, функцию по исполнению судебных актов.

         В настоящее время ФССП, казалось бы, является достаточно мощным органом, имеющим в своем арсенале эффективные механизмы воздействия на должников. Однако следует признать, что стоящие перед ФССП задачи не могут быть в полной мере реализованы без еще более существенного расширения ее полномочий и, естественно, без постоянного совершенствования законодательства.

         Также надо отметить и причины, препятствующие эффективной работе этой службы и, в свою очередь, способствующие несвоевременному исполнению судебных решений. Это, в первую очередь,  возрастающее  с каждым годом количество поступающих исполнительных документов, влекущее увеличение объёма работы приставов-исполнителей. Так, согласно информации ГУ ФССП по Ростовской области (далее - Управления), общее количество исполнительных производств, находившихся  на исполнении в территориальных органах вышеуказанного Управления, в 2008 году составило 690 911, из них около 347 тысяч  представляют собой производства по исполнительным документам судебных органов.

         При таком огромном  количестве дел и неизменности штата сотрудников, просто невозможно качественно выполнять работу в строго определённые сроки.

Следует отметить, что Управлением, в рамках предоставленных полномочий, принимаются меры, направленные на совершенствование работы по обеспечению прав граждан в этой сфере. Особое внимание уделяется исполнительным производствам,  затрагивающим интересы значительного количества граждан и имеющих  большой общественный резонанс. Примером  может служить сводное исполнительное производство (15 тысяч исполнительных листов) в отношении ЦОФ «Гуковская», в результате которого  была взыскана задолженность по заработной плате в пользу граждан на общую сумму около 39 млн. рублей.

Увеличение объёмов работы и строгие требования законодательства, регламентирующие осуществление деятельности судебных приставов-исполнителей, требуют, в свою очередь, надлежащей профессиональной подготовки кадрового состава и соответствующего материального обеспечения сотрудников. Вышеуказанные проблемы нуждаются в оперативном решении, т.к. от качества и результатов деятельности судебных приставов-исполнителей напрямую зависит восстановление нарушенных прав граждан на стадии исполнения судебных решений.      

         В связи с тем, что исполнение судебных решений является обязанностью государства, необходимо постоянно развивать, совершенствовать гражданское, арбитражное, уголовное законодательство и, конечно, законодательство об исполнительном производстве.

         Гарантированными должны быть социально-значимые виды выплат - задолженность по заработной плате и компенсация материального вреда, причиненного здоровью.

          В этих случаях было бы целесообразным обеспечивать исполнение судебных решений по вышеуказанным выплатам с использованием административного ресурса  государства, которое, с одной стороны, обладает более широким, по сравнению с гражданами, арсеналом средств принудительного воздействия на  недобросовестных должников. И, с другой стороны, государством могут быть созданы специальные страховые фонды, за счет которых и будет производиться обеспечение социально-значимых выплат.

Кроме того, существует проблема исполнения судебных решений о взыскании задолженности по оплате труда, обусловленная очередностью погашения платежей, установленной для предприятий-должников. Так, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ, расчёты  по заработной плате и выходному пособию производятся только во вторую очередь, что нельзя считать правильным. Любая работа имеет возмездный характер и должна быть оплачена. Учитывая приоритетное значение  данных обязательств, следует на законодательном уровне изменить очередность, установив, что требования о выплате заработной платы работникам  должны удовлетворяться  в первую очередь.

 

 

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в местах

 изоляции от общества, учреждениях социальной защиты

 и здравоохранения.

 

Не менее важным направлением деятельности Уполномоченного, наряду с рассмотрением обращений граждан, является осуществление  проверок соблюдения прав человека в местах изоляции от общества, учреждениях социальной защиты и здравоохранения.

В соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями, участницей которых является РФ, лицу, находящемуся в условиях лишения свободы, должны быть гарантированы  условия содержания, отвечающие установленным стандартам  и обеспечивающие реализацию основных гражданских, социальных и культурных прав.

Прогрессивные изменения ценностных ориентиров общества повлияли и на преобразования  в  российской уголовно-исполнительной системе.

При этом особое значение  в этой сфере  придаётся укреплению гарантий гражданских и иных прав лиц, находящихся в местах изоляции от общества, в целях приведения их в соответствие с нормами  международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Следует отметить, что  требования федерального законодательства России значительно мягче принятых в январе 2006г. стандартов Европейских пенитенциарных правил, базирующихся на решениях Европейского Суда по правам человека, применяющего для защиты основных прав заключенных Европейскую конвенцию по защите прав человека и стандартов по обращению с данной категорией лиц.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы  Ростовской области, согласно данным Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, по состоянию на 30.12.2008, содержалось 23013 человек.

 На территории области располагаются 12 исправительных колоний с лимитом наполнения 16955 мест (фактически в них содержится 18512 осужденных), 4 следственных изолятора на 4799 мест, в которых содержится 4478 лиц. Кроме того, по данным Главного Управления внутренних дел по Ростовской области,  в ОВД районов имеется 50 изоляторов временного содержания задержанных и арестованных, с лимитом на 940 мест.

В 2008 году, Уполномоченным, в рамках Соглашений о сотрудничестве, проводились плановые проверки вышеуказанных учреждений, а также внеплановые - по жалобам лиц данной категории на условия содержания, необоснованное привлечение к ответственности, а также в связи с происшедшими нештатными ситуациями (беспорядками).

Проверки были проведены в исправительных колониях УЧ-398/5 (г. Константиновск), УЧ-398/2 и УЧ-398/10 (г. Ростов-на-Дону), а  также в изоляторах временного содержания и следственном изоляторе.

Состояние дел в учреждениях  уголовно-исполнительной системы области в целом  можно  охарактеризовать как удовлетворительное, ориентированное на надлежащее обеспечение прав лиц, находящихся в местах изоляции от общества.

Так, обеспеченность спец. контингента продуктами питания в 2008 году составила 100%. Во всех проверенных учреждениях, в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции от 2.08.2005 г. № 125, налажено полноценное питание осужденных. Учреждения обеспечены  необходимым количеством инвентаря и оборудования, предметами вещевого имущества, постельными принадлежностями и средствами личной гигиены. Осуществляются комплексные мероприятия по медицинскому обслуживанию - медицинский персонал учреждений оказывает осужденным и арестованным необходимую  амбулаторную и лечебную помощь, нет дефицита в  лекарственных препаратах первой необходимости. Повсеместно внедряются клинико-диагностические лаборатории по диагностике туберкулёза и вирусных инфекций, что позволило остановить рост эпидемиологических и острых инфекционных заболеваний.

Но вместе с тем, в ходе проверки  в исправительной колонии УЧ-398/10, был выявлен  существенный недостаток – отсутствие медицинского оборудования в стоматологическом кабинете. В вышеуказанной исправительной колонии зубной врач проводит только оперативное лечение, т.е. лечебной стоматологической помощи осужденным не предоставляется, что является нарушением права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

ГУФСИН по Ростовской области принимает целенаправленные меры по вовлечению осужденных в трудовую деятельность и оказанию им  содействия в получении профессионального образования.

В уголовно-исполнительной системе области действуют 8 профессиональных училищ. Ежегодно более 1700 осуждённых проходят профессиональное обучение по 16 профессиям.   

В центрах трудовой адаптации исправительных учреждений занято 4875 осуждённых.

Таким образом, создаются условия для получения в период отбывания наказания денежных средств, позволяющих осуждённым выполнять обязательства материального характера, а также тратить их по собственному усмотрению.

Успешно реализуется Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между ГУФСИН по Ростовской области и  Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, предусматривающее проведение профориентационной работы, решение вопросов трудового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Налажено взаимодействие с религиозными организациями  и благотворительными фондами.

Если в исправительных колониях нарушений условий содержания в целом не допускается, то в местах содержания  задержанных и арестованных лиц (следственный изолятор и изолятор временного содержания г. Ростова-на-Дону), при проведении проверок выявлены  отдельные нарушения.

Так, прежде всего не соблюдается норма санитарной  площади - не менее 4 квадратных метров на одного человека, установленная  статьёй 23 Федерального закона РФ от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Между тем, в соответствии со стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, на каждого человека должно приходиться не менее 7 квадратных метров.

При этом в следственном изоляторе ИЗ-61/1 на момент проверки содержалось 1355 лиц- при лимите наполнения 985 человек, т.е. перелимит  составил 370 чел. (37,5 %). После выявления данного нарушения администрацией учреждения и руководством ГУФСИН РФ по Ростовской области предприняты меры к исправлению ситуации, в результате чего количество содержащихся в следственном изоляторе № 1 лиц  к концу года составило 1250 человек, т.е. перелимит уменьшился до 25 % и  в настоящее время  продолжают приниматься  дополнительные меры к ещё большему снижению перелимита.

Проверки показали, что именно перелимит является главной причиной выявленных нарушений прав подозреваемых и обвиняемых, поскольку в условиях переполненности изоляторов нарушение материально-бытовых, медицинских, санитарно-гигиенических условий содержания является неизбежным.

 Недостатки, выявленные при проверке ИВС УВД г. Ростова-на-Дону, связаны в первую очередь со сроком эксплуатации здания, построенного еще в 1886г.

 Руководством ГУВД и руководством ГУФСИН области принимаются меры, направленные на исправление ситуации – осуществление текущего ремонта и улучшение условий содержания, но данные меры не способны решить саму  проблему.

Следовательно, кардинальное разрешение проблем, имеющихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, возможно только при участии федерального центра, поскольку для строительства новых зданий  и проведения капитального ремонта действующих требуются значительные финансовые средства.

Большинство жалоб, поступивших в адрес  Уполномоченного от лиц из мест принудительной изоляции от общества (отбывающих наказание, обвиняемых и подозреваемых), не  связано с  условиями содержания.

Однако имеются единичные обращения по вопросам содержания касающиеся, прежде всего, ненадлежащего оказания медицинской помощи.

При этом необходимо отметить, что ГУФСИН и ГУВД области по запросам Уполномоченного, направляемым в интересах данной категории заявителей, проводят проверки и, в случае выявления нарушений, принимают меры к их  немедленному устранению.

Так, к Уполномоченному обратился осужденный В., содержащийся под стражей в учреждении ИЗ-61/3 (г. Новочеркасск), с жалобой на отсутствие в учреждении врача-офтальмолога. К своему заявлению обвиняемый приложил копии медицинских документов, из которых следовало, что он нуждается в длительном медикаментозном лечении, при отсутствии которого возможна полная потеря зрения.

В интересах В. Уполномоченный обратился с письмом к руководству ГУФСИН по Ростовской области.

Согласно ответу Управления, данный осужденный госпитализирован в специализированное учреждение. Ему назначено и проводится лечение, а в случае необходимости проведения хирургической операции, вопрос  также будет решен положительно.

Таким образом, ситуацию с соблюдением  прав лиц  в учреждениях пенитенциарной системы Ростовской области, в  целом можно считать благополучной. Устранение имеющихся недостатков, в первую очередь,  зависит от качественного улучшения материально-технических условий, т.е. требует вложения бюджетных средств.

В отличие от лиц, оказавшихся в местах принудительной изоляции от общества в связи с совершением общественно-опасных деяний, граждане, находящиеся в учреждениях социального обслуживания и психиатрических больницах, как правило, ничего негативного в своей жизни не сделали, однако также изолированы от социальной среды - не по своей вине, а в силу преклонного возраста и  состояния здоровья.

Для лиц данной категории в области созданы достойные  условия жизни и реально обеспечено качественное медицинское обслуживание.

На территории Ростовской области находятся 24 учреждения социального обслуживания населения и 12 психиатрических больниц.

 У большинства из этих людей есть родственники, однако, оказавшись в беспомощном состоянии, они столкнулись с проблемой одиночества и единственное, на что могут реально  рассчитывать – это оказание помощи со стороны государства.

Несмотря на то, что от лиц, находящихся в данных  учреждениях, а также их родственников, не поступило ни одного обращения о нарушении прав, по поручению Уполномоченного, специалистами аппарата, совместно со специалистами министерства социального развития Ростовской области и министерства здравоохранения Ростовской области, в 2008 году  проведены  выездные проверки дома-интерната для престарелых и инвалидов № 2 и Аксайского филиала государственного учреждения здравоохранения  «Психоневрологический диспансер» Ростовской  области.  

Результаты проверок показали, что в указанных учреждениях созданы необходимые условия для реализации прав граждан, предусмотренных действующим законодательством. Материально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие условия в учреждениях соответствуют требованиям действующего законодательства. Курирующие министерства должным образом осуществляют контроль, а также оказывают необходимую помощь для нормальной работы указанных учреждений.

 Все возникающие проблемы устраняются руководством учреждений незамедлительно.

Кроме того, опрос проживающих в указанных учреждениях граждан показал, что претензий к  персоналу и условиям проживания не имеется.

Следует отметить, что состояние душевного благополучия и максимального комфорта для этих людей во многом зависит от  человеческой чуткости и профессионализма сотрудников, организующих их быт и лечение.

К Уполномоченному также неоднократно обращались граждане с просьбой оказать содействие в оформлении направлений в указанные учреждения. Обращения Уполномоченного в интересах данных лиц к руководству министерств социального развития и здравоохранения области, всегда находят понимание, при наличии к тому показаний, удовлетворяются.

Уполномоченный будет и в дальнейшем с особым вниманием относиться к данной категории граждан и принимать меры по недопущению нарушений их прав.

Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области