Права граждан на социальное, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

Социально-экономические права занимают особое место в российской системе прав и свобод человека. Это объясняется, прежде всего, тем, что Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.

        Поступающие в адрес Уполномоченного обращения показывают, что, к сожалению,  в настоящее время социальная защищенность граждан по-прежнему находится не на  должном уровне.

         Анализ обращений граждан показывает, что в течение 2008г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Ростовской области поступило 188 обращений по вопросам нарушения социально-экономических прав граждан, что составляет около 8 % от общего количества обращений.

         Из них:

–  о нарушениях прав в области пенсионного обеспечения, прав ветеранов и инвалидов - 152 обращения;

– о нарушениях прав в сфере медицинского обслуживания – 36 обращений.

         Одним из злободневных вопросов, поднимаемых в обращениях заявителей, является проявление  несправедливого подхода в  отношении участников Великой Отечественной войны, установленного в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

         Так, федеральной программой обеспечения участников ВОВ спецтранспортом,  данная категория граждан фактически делится на две половины – поставленные на учет в органах социальной защиты до 1 января 2005г. и те, кого не поставили на учёт по состоянию на вышеуказанную дату.

         В 2008 году в адрес Уполномоченного поступали обращения участников Великой Отечественной войны, которые в соответствии с федеральной программой,  должны были стать на учет в органах соцзащиты до 1 января 2005г., но, в силу разных причин, не успели своевременно это сделать.  В большинстве случаев с указанной проблемой сталкиваются жители села, из-за юридической неграмотности и неосведомленности о действующих государственных программах поддержки участников ВОВ. Для многих препятствием для получения права на автомобиль как средства реабилитации стал почтенный возраст и слабое здоровье. Ведь перед пожилыми людьми была поставлена практически невыполнимая задача: в четырехмесячный срок (с августа 2004 года до 1 января 2005 года) собрать необходимые документы и пройти сложную и длительную процедуру в службе медико-социальной экспертизы.  Граждане, относящиеся к данной категории, обоснованно считают себя несправедливо обделенными государством. По сути, дата 1 января 2005г. для них стала чертой, устанавливающей неравный подход к участникам ВОВ,  несмотря на то, что все они, защищали Родину в годы войныы и свой долг выполняли  войныю дату.

         По мнению Уполномоченного, проблема обеспечения участников ВОВ спецтранспортом должна быть рассмотрена на федеральном уровне, т.к. неравноправие, имеющее место в отношении граждан данной категории при обеспечении спецтранспортом, является непосредственным нарушением их конституционных прав.

         В связи с этим,  Уполномоченным было направлено обращение премьер-министру РФ В.В. Путину  о рассмотрении возможности внесения таких  изменений в действующее законодательство, которые позволили бы  инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, при наличии медицинских показаний, реализовать свое право на получение автомобиля как средства реабилитации или единовременной денежной компенсации, независимо от времени обращения и постановки на учет в органах социальной защиты.

          Также в адрес Уполномоченного поступают обращения граждан по вопросам условий присвоения звания  «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ростовской области».   

        Так, в своем обращении житель г. Ростова-на-Дону указал, что в Областном законе Ростовской области № 763-ЗС от 20.09.2007 «О ветеранах труда Ростовской области», не учтены права лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. 

        Анализ положений указанного областного закона показал, что условием присвоения указанного звания для всех граждан является наличие  трудового стажа - не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

При этом действительно не учитываются интересы лиц, трудовая деятельность которых проходила на работах и производствах, связанных с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, т. е. постоянно или преимущественно была связана с непосредственной опасностью для жизни и здоровья. 

         По результатам рассмотрения обращения в Администрацию Ростовской области направлено письмо, с просьбой рассмотреть возможность решения данной проблемы.

Кроме того, к Уполномоченному поступают  обращения граждан по вопросам соответствия ведомственных наград и знаков, учитываемых при рассмотрении вопроса о присвоении им звания «Ветеран труда».

 Так, житель г. Волгодонска,  ранее неоднократно обращался в органы соцзащиты  населения,  с целью решения вопроса о присвоении ему звания «Ветеран труда». Однако ему было отказано, в связи с тем, что награждение его знаком «Победитель социалистического соревнования 1978 года» не относится к награждению ведомственным знаком отличия в труде, поскольку решение об этом было принято не руководством министерства либо ведомства СССР или РСФСР.

 Вместе с тем,  анализ сложившейся судебной практики в Ростовской области показывает, что по аналогичным спорным вопросам вынесены судебные решения, удовлетворяющие требования граждан.

Так, 21.08.2008 г. было принято и вступило в законную силу решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону о  признании  незаконным решения Администрации Ростовской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» гр. Шилякиной Л.Ф. При этом заявителю также отказывали в присвоении  звания «Ветеран труда» по причине несоответствия ее знака «Победитель социалистического соревнования 1976 года», выданного от имени Государственного банка СССР и ЦК профсоюза работников госучреждений,  требованиям  порядка присвоения звания «Ветеран труда» на территории Ростовской области.

Кроме того, имеют место и другие примеры, когда в порядке гражданского  судопроизводства доказывалось соответствие знака «Победитель социалистического соревнования … года» требованиям порядка присвоения звания «Ветеран труда».

        Анализ действующего законодательства, а также существующей судебной практики показывает, что отсутствие четко выраженного перечня наград и званий, учитываемых при рассмотрении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», существенно затрудняет реализацию гражданам, достигшим пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, права на присвоение звания «Ветеран труда», и тем самым лишает их возможности получать заслуженные меры  социальной поддержки, предусмотренные  нормами Областного закона № 175-ЗС от 22.10.2004 «О социальной поддержке ветеранов труда».  

         К Уполномоченному также обращаются граждане, признанные инвалидами, по вопросу  несогласия с разработанными в отношении них  индивидуальными программами  реабилитации.       

       Так, один  из заявителей имеет с 1990 года  вторую группу инвалидности, с причиной инвалидности  «трудовое увечье», установленную в связи с последствиями производственной травмы 1981 года.

         В 2001 году ему бессрочно была установлена первая группа инвалидности по заболеванию, не связанному с последствиями производственной травмы,  с причиной инвалидности  «трудовое увечье».

        На момент возникновения общего заболевания, заявитель на протяжении двадцати лет страдал от перенесенной производственной  травмы, в результате которой  он на 80 % утратил трудоспособность, практически лишился  возможности  самостоятельно обслуживать себя  и самостоятельно проживать, приобрел медикаментозную  зависимость, что,  конечно же,  отразилось на его общем физическом состоянии.

       Программа реабилитации вышеуказанного заявителя, действующая до апреля 2003 года,  предусматривала  такие   реабилитационные мероприятия,  как обеспечение отдельными медикаментами, специальным автотранспортом и постоянным посторонним  уходом.

       Однако,  с мая  2003 года  для него региональным филиалом ФГУ  «Главное бюро медико-социальной экспертизы» (далее – ФГУ «МСЭ») разработана другая Программа реабилитации.

        Данная Программа существенно снижает объем реабилитационных мероприятий и не предусматривает обеспечение техническими средствами (стулом с санитарным освещением и кресло-коляской), несмотря на то, что  гражданин в них нуждается.     

        После запроса Уполномоченного в интересах заявителя, расширенным составом комиссии ФГУ «МСЭ», он был повторно освидетельствован на дому. 

        Согласно информации полученной из ФГУ «МСЭ», по результатам произведенного освидетельствования, для заявителя разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР), куда включено обеспечение стулом с санитарным оснащением и кресло-коляской. По последствиям производственной травмы 1981г. в дополнение к ранее разработанной Программе реабилитации пострадавшего, включено обеспечение бинтами и стерильными салфетками.

Однако такие решения носят единичный характер и  не решают проблему в целом.

В действующем  законодательстве, в частности,  в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», закреплен принцип, согласно которому Программа реабилитации  выбирается не лицом, являющимся инвалидом, а комиссией, при проведении медико-социальной экспертизы.

 Несомненно, существующий подход ущемляет права инвалидов, не отвечает принципам гуманизма и справедливости.

Это позволяет на практике, вопреки интересам  человека, остро  нуждающегося в мерах социальной поддержки, отдавать предпочтение экономическим интересам Фонда социального страхования РФ, на который возложена обязанность по финансированию реабилитационных мероприятий, что нельзя считать правильным.   

          При  решении вопроса о том,  какая именно из нескольких  подходящих гражданину  программ реабилитации, будет применяться, по мнению Уполномоченного, необходимо учитывать и пожелания гражданина, и именно данный подход позволит в большей мере защитить его права и индивидуализировать меры социальной поддержки, гарантированные Конституцией РФ.

       Обращает на себя внимание и то, что большинство российских пенсионеров, в том числе и пенсионеров, проживающих на территории Ростовской области, получают пенсии в  унизительно низких размерах. Данное обстоятельство не позволяет людям пожилого возраста, после выхода на пенсию,  реализовать свое неотъемлемое право на полноценную и достойную жизнь.

        Несмотря на то, что Президент и Правительство Российской Федерации принимают меры к повышению размера пенсии, тенденция экономического роста уровня жизни пенсионеров, не отвечает росту цен на продукты питания, медикаменты,  жилищно-коммунальные услуги и другие жизненно-необходимые товары и услуги.

         Большое количество пенсионеров Ростовской области получают пенсию в размере ниже прожиточного минимума, который  составляет,  согласно постановлению Администрации Ростовской области № 516 от 24.10.08г - 3455 руб.  Прожить на такую пенсию в течение месяца действительно крайне сложно, особенно пожилым людям, страдающим хроническими заболеваниями и нуждающимся в дорогостоящих лекарственных препаратах, даже с учётом того, что постановлением правительства РФ от 23.05.2008г. № 387 с 1 апреля 2008г., увеличен норматив финансовых затрат в месяц на одного  гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде обеспечения лекарственными средствами на 6 рублей, и теперь составляет 423 рубля. Данное увеличение настолько мизерно, что решить вопрос полноценного обеспечения нуждающихся в медикаментах граждан, конечно же, не может.

         К Уполномоченному обращаются граждане и по вопросам нарушения прав в области медицинского обслуживания. Но таких обращений поступает незначительное количество, и это объясняется, прежде всего, тем, что в области имеет место положительная тенденция к улучшению и совершенствованию системы здравоохранения в целом.

         Реализация на территории региона приоритетного национального проекта «Здоровье» и планомерное практическое осуществление стратегических задач в этой сфере приносят  положительные результаты:

- эффективными являются комплексные мероприятия  по борьбе с распространением  заболеваний, имеющих социально-значимый и массовый характер;

- принимаются широкомасштабные меры по укреплению ресурсного обеспечения медицинских учреждений. За счет средств федерального и областного бюджета в достаточном количестве приобретается новое оборудование для областных медицинских учреждений, проводятся капитальные ремонты в медицинских учреждениях, приобретаются лекарственные средства и препараты;

- создаются новые лечебно- диагностических центры и осуществляется  обеспечение автотранспортом сельских больниц, что способствует  устранению различий в медицинском обеспечении сельских и городских жителей;

- внедряются новые высокотехнологические виды медицинской помощи, оказываемой населению.

Благодаря вышеуказанным комплексным мерам улучшается материальная база медицинских учреждений, повышается заработная плата медицинских работников, а это в свою очередь способствует улучшению таких показателей как: рождаемость, снижение младенческой смертности, совершенствование кадрового потенциала учреждений здравоохранения (повышение квалификации), а также улучшение медицинского обслуживания в целом.

         Но, несмотря на то, что здравоохранению уделяется пристальное внимание Губернатором области, а в укрепление материальной базы и ресурсное обеспечение  медицины вкладываются значительные средства,  в регионе продолжают иметь место нарушения прав граждан в сфере медицинского обслуживания. В большинстве случаев данные нарушения связаны с некачественным и несвоевременным оказанием медицинских услуг, ненадлежащей организацией работы лечебных учреждений, отсутствием отлаженного механизма предоставления льготных лекарственных препаратов.

        Недобросовестное выполнение некоторыми из медицинских работников своих должностных обязанностей, также формирует у граждан негативное отношения к системе здравоохранения в целом.  

        Одним из важных аспектов осуществления качественного медицинского обслуживания граждан, является стабильное материальное положение медицинских работников.    

          Ни для кого не секрет, что специалист, получающий достойную зарплату за свой труд, гораздо внимательней и ответственней относится к исполнению своих должностных обязанностей, чем тот, у которого все мысли заняты проблемой, как обеспечить свою семью. Поэтому необходимо поднимать престиж работы в системе здравоохранения и улучшать организацию работы всех медицинских учреждений.

          К Уполномоченному неоднократно поступали заявления по вопросу   несвоевременного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами.

          Анализ обращений граждан по данному вопросу показывает, что отсутствие в аптечных пунктах необходимых им препаратов, в некоторых случаях обуславливается недостаточным финансированием, а также тем, что должностные лица лечебно-профилактических учреждений, зачастую не включают в заявку на обеспечение льготников некоторые лекарственные препараты. Указанные действия являются грубым нарушением действующего законодательства  в сфере организации предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Тем более в некоторых случаях, определенные препараты являются для больных не только лекарственными, но и жизненно необходимыми средствами, прекращение приема которых может привести к необратимым последствиям.

           По заявлениям граждан о нарушениях их прав в области обеспечения льготными лекарственными средствами, Уполномоченным неоднократно направлялись запросы в федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области. Следует отметить, что на каждый запрос Уполномоченного, специалистами данной службы незамедлительно проводилась проверка представленной информации, по результатам которой принимались меры к устранению выявленных нарушений.

           Так, к Уполномоченному обратилась жительница г. Ростова-на-Дону с просьбой оказать содействие в получении необходимых ей лекарственных средств. Заявительница указала, что она с 1999 года является инвалидом II группы по общему заболеванию – болезнь Паркинсона. Это тяжелое заболевание, при лечении которого требуется постоянный прием дорогостоящих препаратов.

         Несмотря на свои неоднократные обращения в районную поликлинику, добиться получения необходимых лекарств, заявительница не могла на протяжении  нескольких лет.

         Только после проведения проверки Росздравнадзора по Ростовской области, по запросу Уполномоченного,  нарушенное право заявительницы на представление ей необходимых лекарственных средств было восстановлено.

          Принятия мер по отдельным выявленным нарушениям, в сфере предоставления льготных лекарственных средств, конечно же, недостаточно. При этом следует отметить, что с аналогичными жалобами к Уполномоченному чаще всего обращаются отчаявшиеся граждане, страдающие, в том числе от онкологических заболеваний, для которых приостановление или  прекращение приёма прописанных им лекарств, может не только значительно ухудшить их  состояние здоровья, но и привести к трагическим последствиям. 

          Уполномоченный полагает необходимым службам министерства здравоохранения Ростовской области принять меры по полному укомплектованию медицинских учреждений специалистами, усилить контроль за порядком и качеством предоставления медицинских услуг гражданам.

Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области