Все о трудовой книжке.

«Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника» (Трудовой Кодекс РФ, ст. 66).

 

    Как это ни парадоксально, но первые трудо­вые книжки в России появились для нетрудящихся. 5 октября 1918 года Совнарком издал декрет, который так и назывался «О трудовых книжках для нетрудящихся». Книжки выдавались бывшим офицерам, присяжным поверенным, частным торговцам и прочим лицам, «живущим на нетрудовой доход». Всем им вменялось в обязанность занятие общественно полезным тру­дом, например заготовкой дров или уборкой снега. В трудовой книжке делались соответствующие пометки, позволявшие получить заветную про­довольственную карточку. В дальней­шем предпринимались попытки рас­пространить трудовые книжки на все слои населения и внедрить повсе­местно, но без особого успеха.

   Так продолжалось до 20 декабря 1938 года, когда появилось Постанов­ление Совнаркома СССР «О введении трудо­вых  книжек», вступившее  в  силу  15 января 1939 года. С этого дня каждо­му работнику вменялось в обязан­ность иметь трудовую книжку, кото­рая мало чем отличалась от ныне действующей. Существует небезос­новательное мнение, что Сталин позаимствовал окончательную форму трудовой книжки у Гитлера, который ввел трудовые «аусвайсы» на четыре года раньше. Нацисты стремились с помощью трудовых книжек привязать работника к предприятию — книжки хранились у администрации, и нельзя было покинуть предприятие, не по­лучив этот кондуит на руки. Однако, в советских аналогах обязательно указывалась причина увольнения с предприятия, до чего нацисты почему-то не додумались. Без трудовой книжки гражданин не мог ни устроиться на работу, ни уволиться.

     С тех пор прошло 67 лет. В Герма­нии, как и в других развитых странах, давным-давно забыли о существова­нии трудовых книжек. В России трудовая книжка по-прежнему явля­ется наиважнейшим документом, по­жалуй, вторым по значимости после паспорта.

Однако за­конодатели, когда обсуждали проект нового Трудового кодекса, уже заду­мывались, а нужна ли вообще трудо­вая книжка, если появился персо­нифицированный учет и страховой стаж? Но отменить не решились.

        Принимая сотрудника на работу, опытный кадровик прежде всего ин­тересуется его трудовой книжкой. Во-первых, потому что действу­ющее законодательство запрещает прием на работу без трудовой книжки, за исключением двух случаев: трудо­вой договор оформляется впервые или работник поступает на работу по совместительству.  Во-вторых, кадровик пытается понять, что за человек собирается влиться в коллектив: его профессио­нальный стаж, уровень квалификации, как часто менял работу. Если отбро­сить мысль о том, что бланк книжки мог быть приобретен неделю назад в подземном перехода, а сердоболь­ный умелец за определенное коли­чество дензнаков снабдил ее необ­ходимыми печатями и записями, то какую-то полезную информацию из книжки действительно можно почер­пнуть. Но вариант нечистоплотного происхождения трудовой книжки ис­ключать нельзя — сегодня такая «ус­луга» вполне доступна.

     Впервые поступающему на рабо­ту книжка должна быть оформлена не позднее недельного срока и в его присутствии. В нее вносятся следую­щие сведения: Ф.И.О., дата рожде­ния (на основании паспорта), образо­вание, профессия, специальность (на основании документов об образо­вании, о квалификации или наличии специальных знаний).

      В дальнейшем, записи о выполняемой рабо­те, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствую­щего приказа (распоряжения) работо­дателя не позднее недельного срока, а при увольнении — в день увольне­ния и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). При желании работника в трудовую книж­ку могут быть внесены и сведения о работе по совместительству. Делает­ся это по месту основной работы на основании справки, подтверждающей работу по совместительству.

     Также по месту основной работы вносятся записи о времени военной службы и о времени обучения на кур­сах и в школах по повышению ква­лификации, по переквалификации и подготовке кадров.

      И, наконец, трудовая книжка яв­ляется и «доской почета» — в нее заносятся сведения о награждении за трудовые заслуги: государственные награды, почетные грамоты и прочие виды поощрений, предусмотренные в организации.

      Потерять трудовую книжку рабо­тающему человеку не так-то просто — она должна храниться в отделе кад­ров и, за исключением случаев уво­льнения, закон не предусматривает возможности ее выдачи на руки со­труднику. Для предъявлений в раз­личные организации кадровик обязан в течение трех дней после подачи письменного заявления выдать лишь копию трудовой книжки или заверен­ную в установленном по­рядке выписку из нее. Тем не менее некоторые госу­дарственные органы нас­таивают именно на под­линнике документа.

     Что  же  делать, если полученная    работником книжка   оказалась  утеря­на?   Разумеется, правила ведения  и  хранения тру­довых  книжек  предусматривают   такой  случай. Человек, утративший трудовую книжку, обязан немедленно    заявить   об этом работодателю по по­следнему   месту   работы. Работодатель выдает работнику дуб­ликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заяв­ления.

      Казалось бы, все просто. Да, но только в том случае, когда последнее место работы является одновременно и первым. Или хотя бы вторым-третьим. Потому что в дубликат вно­сятся сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работни­ка до поступления в данную органи­зацию, подтвержденном соответст­вующими документами. А как со­брать эти «соответствующие доку­менты» (кстати, их перечень можно найти в пункте 6 Постановления Пра­вительства от 24 июля 2002 г. № 555) если вы успели сменить с десяток мест работы, да еще и находятся они в разных городах? И где гарантии, что все организации, которые вы осчас­тливили своим сотрудничеством, до сих пор живы и функционирует?

     Утрата трудовой книж­ки — событие крайне неприятное. Невольно возникает ощущение, что весь трудовой стаж — коту под хвост. А значит, и со справедливым начис­лением пенсии возникнут проблемы. На самом деле все не так страшно. Если последнее время вы работали у законопослушных работодателей, то все необходимые сведения для начисления пенсии должны нахо­диться в Пенсионном фонде.

      Закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифици­рованном) учете» обязал всех рабо­тодателей один раз в полгода (начи­ная с 2003 года эту периодичность изменили на ежегодную) представ­лять в органы Пенсионного фонда РФ по месту регистрации полный пере­чень сведений, необходимых для на­числения пенсии. Больше того, закон от 31 декабря 2002 года № 198-ФЗ потребовал представлять «сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятель­ности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованны­ми лицами до их регистрации в си­стеме индивидуального (персонифи­цированного) учета».

        Следовательно, если работода­тель неукоснительно выполнял тре­бования закона, то беспокоиться не о чем — всеми нужными сведениями Пенсионный фонд владеет. Таким образом, нали­чие или отсутствие трудовой книжки некоим образом не должно сказаться на размере пенсии. Главное, чтобы работодатель своевременно и в пол­ном объеме перечислял страховые взносы.       Как же все-таки быть, если в Пенсионном фонде оказались неполные све­дения о трудовом стаже, а вступить в контакт с предыдущими организаци­ями не удается? Существует мнение, что можно привлечь свидетельские показания. Действительно, закон от 17декабря 2001 г. № 173-ФЗ говорит, что при «подсчете страхового стажа периоды работы... могут устанавли­ваться на основании показаний двух или более свидетелей». Но распрос­траняется это положение только на те случаи, когда «документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием», а в отдельных случаях «и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышлен­ного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника». То есть, если трудовую книжку утерял работодатель, свидетели могут по­мочь, а если сами — нет.


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области