Круглый стол на тему: «Федеральные и региональные аспекты законодательства в области семейной политики». Выступление А.М. Васильевой.

 

20.06.2008 года в  ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» состоялось заседание  круглого стола на тему: «Федеральные и региональные аспекты законодательства в области семейной политики».

Инициаторами проведения встречи стали Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области, Администрация Ростовской области и Академия госслужбы. В работе совещания приняли участие представители Администрации Ростовской области, Законодательного Собрания Ростовской области, министерств: общего и профессионального образования РО, труда и социального развития РО, здравоохранения РО;   комитета по молодежной политике Администрации РО, Управления ЗАГС Администрации РО, Областного суда РО,  управления службы судебных приставов по РО, ГУВД по РО, директора Областных центров оказания помощи семье.  Не остались в стороне и ученые – активное  участие в обсуждение проблемы проявили представители Северо-Кавказской академии государственной службы, академии правосудия, педагогического института Южного федерального университета.

Состоялся заинтересованный разговор о совершенствовании законодательства в области семейной политики.

Участники отметили, что нормативная база по указанной проблеме сформирована достаточно полно; в области также имеется положительный опыт по поддержке семьи и несовершеннолетних. Но  при исполнении законов остается много вопросов, особенно на федеральном уровне, требующих законодательного регулирования.

В процессе обсуждении  участниками  круглого стола разработаны рекомендации в адрес  заинтересованных структур с целью объединения усилий в защите прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ А.М. ВАСИЛЬЕВОЙ.

 

Основная задача круглого стола: выработать предложения, рекомендации по совершенствованию федерального и регионального законодательства в области семейной политики и дать им дальнейший ход в соответствии с установленным порядком, т.е. внести  в Администрацию области, Законодательное Собрание.

Следует отметить, что в Ростовской области достаточно полно представлена нормативная база в области семейной политики.

И много делается по поддержке семей с детьми,  снижению и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности (мы об этом с Вами говорили на встрече за круглым столом в марте т.г.).

Вместе с тем, остается много вопросов, особенно на федеральном уровне, требующих законодательного регулирования, причем вопросов кардинальных.

Достаточно сказать, что О.Г. Зубарева недавно принимала участие в парламентских слушаниях, где говорилось    о разработанной концепции по духовно-нравственному воспитанию детей и в ее развитие были представлены 16 проектов законов, которые будут рассматриваться  Государственной Думой.

В апреле я принимала участие в работе круглого стола Государственной Думы (комитет по делам женщин, семьи и детей), где говорилось о необходимости законодательно систематизировать типы семей с детьми и выработать стандарты потребления или качества жизни для каждого типа семьи.

Это необходимо, для того чтобы объективно оценить ситуацию в России в целом и в субъектах, определить эффективность действий власти. А также для того, чтобы дифференцировано определить социальную помощь различным типам семей. По словам Мизулиной Е.Б. это очень трудная задача и комитет просил участия субъектов в этой работе, т.е. предложений.

Хотела бы высказать некоторые соображения и на основе своей практики (хотя еще и очень небольшой) за полгода нашей деятельности рассмотрено более 350 обращений из них 26% по вопросам опеки и попечительства, 19% по жилищному законодательству, 11% - по вопросам  социальных выплат, 10% по миграционному законодательству, около 5%  жалобы на работу правоохранительных органов.

Хочу подчеркнуть, что более 30% от общего количества рассмотренных обращений требовали просто разъяснений, юридической консультации.

Наиболее больным вопросом является выселение несовершеннолетних из жилых помещений на основании ст. 31 ЖК и ст. 292 ГК, которые, укрепив статус собственника, сделали весьма уязвимыми права несовершеннолетних. Дискуссия по этой проблеме идет давно, но пока решения нет.

Считаю, что необходимо вносить изменения в федеральное законодательство в этой части. Тем более, что Д.А. Медведев еще, будучи  первым вице-премьером, озвучил эту проблему и говорил о том, что ребенок бывшим членом семьи быть не может.

Второе: достаточно много назрело вопросов по опеке и попечительству: в плане текущей деятельности, в законодательном плане. И мы говорили об этом с Вами на встрече за круглым столом в марте т.г. На наш взгляд с учетом поступающих обращений объем работы и значимости органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних  выросла. Эти структуры требуют укрепления  и возможно повышения статуса.

Считаем целесообразным создание рабочей группы при Администрации  Ростовской области по выработке конкретных предложений и внесению изменений в действующее законодательство.

Есть необходимость внесения изменений в семейный и уголовный кодексы по усилению ответственности родителей (законных представителей) за жестокое обращение с детьми, злостное невыполнение родительских обязанностей и  другое.

Мы, организаторы, изучили представленные Вами материалы и подготовили проект рекомендаций нашего круглого стола, который в процессе нашей работы и затем в течение недели может быть дополнен и откорректирован.

Предлагаем  следующий порядок работы нашего круглого стола.

Основные выступления будут представлены:

-  Зубаревой Ольгой Григорьевной – доцентом  кафедры гражданского и предпринимательского права СКАГС, кандидатом юридических наук;

- Черкасовой Ириной Александровной – и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Ростовской области.

А затем в течение полутора часов проведем обсуждение докладов и внесем предложения по вопросам и проблемам либо не прозвучавшим в основных выступлениях, либо требующих уточнения.

С учетом опыта проведения аналогичных встреч, убедительная просьба придерживаться регламента и не превышать его. Аудитория у нас просвещенная, поэтому нет необходимости  детализировать проблемы. Хотелось бы услышать конкретные предложения с конкретной аргументацией.

 

Институт семьи. Федеральные и региональные аспекты законодательного регулирования: теория и практика применения.

Семья - это общность людей, основанная на браке или кровном родстве, объединенная общими интересами и взаимной ответственностью ее членов, как правило, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство.

Семья является естественной и основной ячейкой общества и, как социальный институт - его относительно самостоятельным звеном. Основу ее жизнедеятельности составляет саморегуляция. Через семью сохраняется человеческий род, природно-социальная среда нашего обитания, реализуется потребность в коллективности существования. В ней осуществляется рождение и первичная социализация человека, сохраняется преемственность семейных поколений, формирование личности и поддержание существования членов семьи. Семья должна иметь возможность не только самостоятельно выживать, но и быть поддержкой государству и обществу. Произвольное вмешательство в семью недопустимо, но правовое регулирование семейных отношений необходимо.

Социальная политика, направленная на семью, рассматривает рождение самого человека и все, что связано с его жизнеобеспечением, в качестве основы общественного развития. Отношение общества к семье не может строиться по остаточному принципу. Любые преобразования в социально-экономической сфере: здравоохранении, образовании, торговле, жилищном строительстве и других отраслях, - должны рассматриваться с точки зрения их влияния на семью. В условиях ориентации на семью ведущее место принадлежит семейной политике, которая является ядром социальной политики.

Семья является основой развития и сохранения нации, гарантом духовного и материального благополучия граждан, воспитания детей, опорой для стариков и больных, важнейшим фактором определения приоритетов в области здравоохранения, образования, культуры и социальной работы, жилищной политики, формирования демократических институтов и гражданского общества в современной России.

Российское семейное законодательство на современном этапе характеризуется правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне. В целом ряде статей Конституции Российской Федерации, прямо или косвенно говорится об институтах семейного права. Например, в ст.7 Конституции декларируется, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В ст.19 провозглашается, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. В ст.38 говорится о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание есть равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года подчеркнута необходимость реализации эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны 09.10.2007 Президент РФ утвердил Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, реализация которой будет осуществляться в три этапа, а 21.03.2007 Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 годы, включающую подпрограммы «Здоровое поколение»,  «Одаренные дети»,  «Дети и семья».

09.10.2007 в Ростовской области была принята областная программа улучшения демографической ситуации в области на 2008-2010г [1].

Стратегическими направлениями этой политики в Ростовской области названы:

1)укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения через повышение качества и доступности медицинской помощи населению; раннюю диагностику и профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, снижение смертности населения от онкологических заболеваний; возрождение системы санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан; формирование здорового образа жизни всех категорий населения; предупреждение и сокращение алкоголизма, наркомании, табакокурения; социальную поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов; улучшение питания детей и подростков; уменьшение негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения.

2) стимулирование рождаемости и укрепление института семьи через обеспечение эффективной занятости населения, в том числе членов молодых семей; повышение доступности жилья для населения, в том числе для молодых семей; безвозмездное кредитование и субсидирование жилищных программ при рождении детей; развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей; материальное стимулирование рождаемости, укрепление и развитие социальной поддержки семей с детьми; развитие системы дошкольного образования, обеспечение доступности ее услуг для всех семей; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проведение эффективной индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, попавшими в социально опасную ситуацию; организация полезного досуга семей, детей, подростков и молодежи; формирование системы общественных и личностных ценностей.

3) улучшение миграционной ситуации через проведение мероприятий по борьбе с незаконной миграцией и легализации нелегальной иностранной рабочей силы; регулирование потоков трудовой миграции с учетом квалификации иностранных работников и потребностей районов Ростовской области в кадрах.

В развитие стратегических направлений указанной программы в области принят ряд законов направленных на предоставление бюджетных субсидий молодым семьям на приобретение жилья [2]; многодетным семьям для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья [3], а так же компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50% платы за коммунальные услуги [4]; малообеспеченным семьям -адресной социальной помощи, ежемесячного пособия [5] и ежемесячной денежной выплаты на детей 1-2 года жизни [6]; неполным семьям – ежемесячное пособие ребенку одинокой матери [7]; семьям имеющим детей инвалидов – единый социальный проездной билет [8]; детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей – зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы на обучение, выплата удвоенной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы, обеспечение при выпуске одеждой, обувью, бесплатный проезд и  бесплатное медицинское обслуживание [9]; детям, переданным на усыновление, находящимся под опекой (попечительством) и в приемных семьях -  единовременные пособия, ежемесячные денежные выплаты [10].

26.03.2008 Указом Президента РФ №404 был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учредителем назначено Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

29.12.2006 был принят ФЗ РФ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». А 10.04.2008 в Государственной Думе прошли парламентские слушания, обсудившие вопросы, связанные с правоприменительной практикой данного закона. К положительным аспектам реализации закона относится увеличение рождаемости за 2007 год на 123 тысячи детей. С 33% до 44% увеличилась доля вторых и третьих детей среди всех рожденных в 2007 году [11]. Всего в Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2008, было принято заявлений на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал 356 626, а выдано 313 803. По Южному федеральному округу выдано 62 453 сертификата, а по Ростовской области 8 181 сертификат. Тем не менее,  практика применения закона выявила ряд проблем, требующих внесения изменений в него.  Прежде всего, признано необходимым расширить целевое назначение материнского капитала, связанное: во-первых, с необходимостью предоставления ребенку до достижения возраста трех лет, по медицинским показателям, высокотехнологичной медицинской помощи; во-вторых, возможностью направления средств на приобретение земельного участка под строительство жилья, что крайне актуально для жителей сельской местности. В-третьих, применение взаимосвязанных положений ст.10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» свидетельствует о возможности его направления на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного только лицами, имеющими на него право. Однако, как правило, кредит оформляется на лиц, имеющих высокие доходы. Женщина, родившая второго и последующего ребенка, в большинстве случаев не имеет достаточных доходов для получения кредита. Сегодня необходимо законодательно установить возможность направления средств на погашение кредита, оформленного на супруга женщины. В-четвертых, необходимо учитывать дополнительную материальную, социальную и психологическую нагрузку на родителей при рождении у женщины двоих и более детей в одни роды и целесообразность увеличения размера материнского капитала в таких случаях. В-пятых, необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», предусматривающие возможность подачи заявления на получение сертификата по почте. Это особенно важно для жителей Крайнего Севера, в связи с большой удаленностью территориальных отделений Пенсионного Фонда от места их жительства, а так же для лиц выехавших на постоянное место жительства за пределы территории РФ и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ. Эти граждане должны представлять заявление и другие документы на получение сертификата лично в Пенсионный Фонд РФ, то есть приезжать в Москву.

Сегодня на практике особую остроту приобрел вопрос, связанный с невыполнением обязанности по выплате алиментов.

По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) численность детей в разведенных семьях по России примерно 3,5 – 4,5 млн. Но получают алименты менее трети, имеющих на них право. [12]

В Декларации прав ребенка ООН прямо отмечается (Принцип 6): «На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств существования». Поэтому государству следует существенно увеличить свою роль и участие в сфере алиментных отношений, рассматривать ее не только как сферу частного, но и публичного права. Следует также изменить позицию в отношении помощи государства детям в разведенных семьях. Ныне она ограничивается выплатой пособия малообеспеченным семьям при уклонении родителя от уплаты алиментов. В Ростовской области оно составляет 300 рублей, при базовом размере 200 рублей. А число неплательщиков в городе исчисляется десятками тысяч. По представленным данным ФССП по РО по состоянию на 01.06.2008 остаток неоконченных исполнительных производств составляет около 23 тыс., из которых по 2 718 объявлен розыск должника.

Такая ситуация требует новых эффективных решений. Можно представить себе два этапа.

Первый, срочный безотлагательный – принятие энергичных мер по активизации исполнительного производства в целях наведения порядка, прежде всего расширение и использование возможностей службы судебных приставов, судебной статистики, налоговых органов, миграционной службы, других организаций, предоставляющих государственные услуги гражданам и располагающих информацией об имуществе и доходах алиментнообязанных должников, администраций предприятий и иных структур, имеющих прямое или косвенное отношение к системе взимания алиментов.

Второй этап – инновационный, подсказанный успешной практикой зарубежных стран по обеспечению детей алиментами. Среди них:

а) встраивание категории алиментов в систему обязательных социальных нормативов государства в сфере распределения доходов (минимум оплаты труда, минимум стипендии, базовая пенсия и пр.) в форме фиксированного минимального размера алиментов с соответствующей процедурой его пересмотра;

б) создание единого федерального алиментного фонда. Кстати, в Москве такой фонд в размере 21 млн. рублей уже создан сегодня.

в) необходимость усиления защитной направленности Семейного Кодекса РФ в отношении детей. Такая позиция требует более жестких формулировок и более четкого определения механизма действий, перехода от норм «вправе», «может» на «обязан», «должен». Например, ст.24 СК РФ формально обязывает суд рассмотреть вопрос о выплате алиментов на детей в процессе расторжения брака. Но в жизни это сейчас решает исключительно родитель, с которым остается ребенок: достаточно в исковом заявлении на расторжение брака отметить, что «споров о детях» нет. Так, по данным  Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) в Москве, среди разведенных респонденток, больше договорившихся без всякого оформления (29%) , чем обратившихся в суд (21%). Тем самым, акт развода чаще всего не совпадает по времени с решением о назначении алиментов. Мы предлагаем иную позицию: решение об алиментах включаются в бракоразводный процесс, они назначаются в обязательном порядке, если родители накануне не заключили нотариально заверенного (или письменного) соглашения.

Кроме того, исходя из требований современной ситуации, было бы целесообразно продлить сроки выплаты алиментов на период обучения ребенка до 23 лет (как, например, в Украине).

Сегодня все чаще раздаются голоса в поддержку реорганизации судебной системы, дифференциации ее по объектам отношений – трудовые, ювенальные, семейные и т.д. Эффективность решений повышается с учетом специфики рассматриваемых проблем и участников. Но за годы судебной реформы так и не удалось решить этот вопрос. В качестве возможного компромисса, на наш взгляд, было бы предпочтительнее дела, связанные с несовершеннолетними детьми, включая алименты, рассматривать в одном суде – федеральном (районном), а если детей нет – то в мировом.

Требует законодательного регулирования меры, повышающие ответственность родителей за воспитание детей.

Статья 69 СК РФ как одно из оснований лишения родительских прав называет «злоупотребление правом», не раскрывая при этом значение термина. Некоторое толкование дается в Постановлении Пленума ВС РФ №10 от 27.05.1998, в ред. 06.02.2007 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», где в п.11 указано, что «под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п» Таким образом, Верховный Суд освещает в основном сторону противоправного поведения. Но сегодня известны случаи, когда религиозные предпочтения родителей не просто сказываются на психическом и нравственном состоянии ребенка, а зачастую влияют на его физическое здоровье. Тоталитарные секты запрещают своим членам пользоваться медицинской помощью, проводить вакцинацию, осуществлять переливание крови. Отказ родителей от этих медицинских процедур, производство которых требуется по жизненным показаниям, приводил и приводит к смерти детей. Как определить действовали родители в интересах ребенка или нет, ведь законодатель так и не определил ни в одном нормативно-правовом акте понятие «интерес». Как быть в случае попустительства со стороны родителей? Известны факты совместного просмотра подростками и их родителями сюжетов совершения подростками правонарушений, снятых на камеру. Принятие закона существенно облегчило бы деятельность судебных органов, так как четкая регламентация правомочий несовершеннолетнего, или, как считают некоторые ученые, статуса несовершеннолетнего,  несомненно, обозначила бы дозволительное поведение родителей.

В прямой взаимосвязи с обозначенной проблемой находится документ принятый на парламентских слушаниях проводимых 2 июня 2008г. совместно Комитетом Гос.Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитетом Гос.Думы по культуре,  Комитетом Гос.Думы по делам молодежи, Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике и Общественным Советом Центрального федерального округа. Участниками данного форума было принято обращение к Президенту рассмотреть проект Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защите их нравственности, а так же даны рекомендации Государственной Думе и Совету Федерации, Правительству, нескольким Министерствам, а т.ж. Органам государственной власти субъектов РФ.

Проект Концепции включает в себя 16 проектов законов. В том числе: «О нравственном и патриотическом воспитании и гарантиях прав детей в информационной сфере», «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О детской игрушке», «О внесении изменений  в федеральные законы в целях упорядочения пребывания детей в общественных местах», «О внесении изменений в законодательные акты РФ в целях обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование, дополнительное образование, на оздоровление и отдых», «О внесении изменений  в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Закон РФ «Об образовании» (в части установления федеральных образовательных стандартов применительно к изучению православной культуры); «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» (в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции, а так же в части усиления ответственности за эксплуатацию детской проституции).

 

[1] ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 09.10.2007 N 784-ЗС "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2010 ГОДЫ"  // Наше время. N 350-356. 17.10.2007

[2] Постановление Администрации области от 26.02.2007 №68 «О некоторых вопросах реализации постановления Правительства РФ от13.05.2006 №285.

[3] Постановление Администрации области от 18.02.2003 №95 в ред. от 03.11.2006 №433 «Положение о порядке предоставления гражданам бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья»

[4] Постановление Администрации области от 31.12.2004 №537 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан»

[5] Областной закон от 22.10.2004 №176-зс в ред. от 26.07.2007 №724 «О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области»

[6] Областной закон от 22.10.2004 №165-зс в ред. от 26.07.2007 №725 «О социальной поддержке детства в Ростовской области»

[7] Областной закон от 22.10.2004 №176-зс в ред. от 26.07.2007 №724 «О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области»

[8] Постановление Администрации области от 03.04.2006 №120 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступноси услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта»

[9] Областной закон от 22.10.2004 №165-зс в ред. от 26.07.2007 №725 «О социальной поддержке детства в Ростовской области»

[10] Областной закон от 26.12.2005 №426-зс в ред. от 16.11.2007 №802 «О ежемесячной денежной выплате опекунам (попечителям)», Областной закон от 22.10.2005 №369-зс в ред. от 16.11.2007 №801 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях»

[11] Из выступления Председателя Комитета Гос.Думы по вопросам семьи, женщин и детей Мизулиной Е.Б.

[12] Л.С.Ржаницина. Т.А.Гурко. Сфера социальной незащищенности. Проблема улучшения обеспечения детей алиментами. М., Институт экономики, 2007.


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области