Обращение Уполномоченного по правам человека в Ростовской области к директору ФМС России Константину Ромодановскому.

Уважаемый  Константин  Олегович!

         Изучение поступивших в мой  адрес обращений  граждан показывает, что  жители Ростовской области,  при реализации конституционных прав на свободу передвижения и свободу выбора места жительства на территории  области,   сталкиваются с необоснованными препятствиями со стороны должностных лиц миграционных органов.

 Так, поступило обращение депутата Законодательного Собрания Ростовской области Шафирова Л. А. в интересах  жителей х. Дудкино  Красносулинского  района (Бахаровской М. Д., Курочкиной И. Г.,Косенко Н. А.  и др.)  о необоснованных требованиях, предъявляемых  к заявителям, должностными лицами, осуществляющими регистрационный учет.

Заявители указали, что должностные лица территориальных миграционных органов обязывают их при подаче заявления  и всех необходимых документов  для регистрации,  представлять  также свидетельство о регистрации права собственности на домовладение.

Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории  РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

          В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1, для регистрации  граждан по месту жительства достаточно представления должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления установленной формы,  паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего жилое помещение, или иного документа). Вышеуказанный закон не предусматривает  оснований отказа в регистрации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.1998 № 4-П,  представление гражданином документов, удостоверяющих  личность и являющихся основанием для вселения в жилое помещение,  порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований является недопустимым.

Данные положения были подтверждены также   Определениями Конституционного Суда РФ  от 28 марта 2003 г. N 102-О, от 29 мая 2003 г. № 209-О,   установившими, что регистрационный  учет  носит   уведомительный характер,  и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации,  в том числе и в  жилых помещениях, предназначенных (приспособленных) для временного проживания (вагончик-бытовка и т. п.) Исходя из этого, органы регистрационного учёта уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства.

Данные нормы носят характер прямого действия и действуют независимо от внесения каких-либо изменений в действующее законодательство.

Следовательно,  требование о представлении правоустанавливающих документов, предъявляемое к заявителям,  носит незаконный характер, грубо нарушает  их права, Конституцию РФ и действующее законодательство, и является необоснованным вторжением органов исполнительной власти в сферы правоотношений, не относящихся к их компетенции.

Уполномоченным был направлен запрос в УФМС РФ по Ростовской области о принятии мер к устранению допущенных  нарушений  прав граждан.

Однако, из информации поступившей из УФМС  РФ по Ростовской области следует, что отказывая гражданам в удовлетворении законных требований о регистрации,  миграционные органы  дают собственное толкование  норм действующего законодательства. При этом должностные лица миграционной службы ссылаются  на положения гражданского законодательства, не имеющие отношения к порядку регистрации граждан по месту жительства (пребывания).  Административный акт по вселению собственником в жилое помещение другого гражданина приравнивают к гражданско-правовой сделке с недвижимым имуществом.

Непринятие во внимание должностными лицами территориальных органов, осуществляющих регистрационный учёт, при осуществлении своей деятельности,  решений Конституционного Суда РФ по вопросам признания несоответствующим Конституции РФ ряда положений нормативно-правовых актов,  а также  собственное толкование  действующих правовых актов  региональным  управлением, привели к грубому нарушению прав граждан. Анализ поступающих  жалоб  показывает, что подобные нарушения  прав граждан допускаются  в ряде районов области – Красносулинском, Каменском и др.

Отказывая в регистрации по месту жительства, сотрудники миграционной службы ограничивают закрепленное статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации право граждан свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства и нарушают требования части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом.

 Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, недостаточная правовая грамотность и бюрократические препятствия со стороны сотрудников  миграционной службы привели к нарушениям прав Бахаровской М. Д., Курочкиной И. Г., Косенко Н. А., Петрикеевой Н. А.  и др.

Учитывая,  что данная позиция территориальных миграционных органов широко распространяется в правоприменительной деятельности региона, прошу Вас поручить  провести проверку изложенного и  принять меры в соответствии с действующим законодательством.

         О результатах рассмотрения  прошу сообщить в мой адрес.

Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области