Обращение Уполномоченного по правам человека в Ростовской области к председателю Законодательного Собрания Ростовской области.

Как изжить очереди?              

       Уполномоченный по правам человека в Ростовской области Анатолий Харьковский обратился к председателю Законодательного Собрания Ростовской области Виктору Дерябкину с предложением создать рабочие группы для мониторинга и  контроля учреждений, в которых жители области  ежедневно сталкиваются с проблемой очередей и волокиты.

Жители донского края в своих обращениях в адрес Уполномоченного по правам человека в Ростовской области постоянно поднимают вопрос о необходимости решения  одной из самых острых проблем, с которыми сталкивается большинство из них в повседневной жизни.

Речь идёт о невозможности для абсолютного большинства граждан реализовать право   на получение  своевременного, по мере обращения,   доступа  в  организации  и учреждения, предоставляющие государственные услуги.

Как правило, данные услуги оказываются  населению на заявительной основе,  и каждый гражданин  систематически обращается в  вышеуказанные организации, в целях   выполнения обязательств по оплате либо получения необходимой информации.

Однако, данная «процедура» сопряжена с длительным процессом    «выстаивания»  в  очередях.

В   выходные дни  вышеуказанные организации, как правило,  не работают и воспользоваться  услугами затруднительно. В  рабочие  дни  работающие  граждане заняты на производстве, в связи с чем  должны отпрашиваться с работы, чтобы осуществить оплату или получить государственные услуги, но это не всегда можно сделать в течение одного дня. Неработающие же  лица в большинстве своём являются пенсионерами, т.е. преклонный  возраст и состояние здоровья также не позволяют им по три-четыре часа ожидать очереди, чтобы оплатить услуги   или оформить необходимые документы  (проездные талоны, льготные рецепты на лекарства и т. д). Кроме того, сотрудники данных организаций, при непосредственной работе  с посетителями, проявляют к ним безразличное и бездушное отношение, не уделяют должного внимания каждому обратившемуся  человеку. К сожалению, грубое, некорректное поведение в отношении граждан является типичным явлением, которое в большинстве случаев, остается безнаказанным. Из-за недостаточного количества специалистов, оказывающих ту или иную услугу, она фактически становится недоступной.

В  связи с  ненадлежащей организацией работы служб, оказывающих социально-значимые услуги населению,  нарушается принцип, согласно которому данные организации  созданы в целях удовлетворения    потребностей граждан и для обслуживания их интересов. Поэтому  должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к их получению. 

В то же время граждане сталкиваются  с массой проблем при обращении:

- в отделения Сберегательного банка, где работа организована ненадлежащим образом  и действует принцип «одного работающего окна»,  и оказание услуг по приему платежей осуществляется, как правило, с 9.00  до 17.00.

- в органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое  и движимое имущество, несмотря на возмездность оказываемых  услуг;

- в предприятия жилищно-коммунального комплекса, которые,  осуществляя работу  с гражданами  по вопросам, связанным с оформлением заявлений, заключением договоров, проверки исправности приборов учета,  также организуют работу  без учета интересов обращающихся к ним лиц;

- в филиалы газо- и электроснабжающих организаций,  ЦТС ЮТК, которые  инициируют  одновременное  массовое  прибытие граждан для заключения (продления) договоров. Однако, по  причине неправильно организованной работы (один – два специалиста осуществляют оформление  документов  нескольким десяткам клиентов, отсутствует  справочная и консультативная  информации со стороны персонала),   вопрос в назначенное время не решается и  абоненты вынуждены приезжать многократно;

- в миграционные органы по вопросам регистрации по месту жительства (пребывания) и получения регистрационных документов,  где также  работа организована ненадлежащим образом.

   К Уполномоченному  обращаются также граждане по вопросам  невозможности получения лекарственных препаратов по льготным  рецептам после перенесенных операций,  при тяжелых  заболеваниях. Эта проблема поднимается   и  в средствах массовой информации (газета «Наше  время» от 20.03.2008 и др.). Несмотря на то, что в оказании данной государственной услуги нуждаются больные люди, и речь идет о такой жизненно важной ценности, как здоровье, в этой сфере отсутствует отлаженный  механизм.

Получить льготный рецепт в поликлинике крайне сложно (очереди, многочасовые  хождения к лечащему врачу, зав. отделением и т. д). Однако,   долгожданное получение  рецепта еще не гарантирует получение лекарства в аптеке. Заявители указывают, что  в аптеках отказывают им в выдаче лекарства, мотивируя, что препараты поступают в недостаточном количестве.

От безвыходности, граждане  вынуждены либо приобретать лекарства-аналоги, либо покупать необходимые дорогостоящие препараты за собственные средства.

  Жители муниципальных образований сельских районов области  в своих обращениях указывают, что им приходится по нескольку раз приезжать в районный центр, и зачастую тратить на это большие средства и  значительное время.

 В то же время каждый гражданин должен иметь право  получить государственную услугу надлежащего качества и в удобное для него время.

           Однако, несмотря на то, что  в ряде  муниципальных образований области, например,  в г. Шахты, существует положительный опыт решения проблемы очередей  (действует принцип одного «окна» для приема  платежей и оказания государственных услуг), он почему-то  пока не получил должной оценки и не распространяется  по области.

            Эта проблема является актуальной не только для Ростовской области, но и  для всего государства в целом. Так,   на  необходимость   принятия мер по  ее  решению  обратили внимание Президент РФ и Глава Правительства, подчеркнув, что своевременное и качественное предоставление государственных услуг является неукоснительной обязанностью  всех органов  и должностных лиц. При этом следует исходить, прежде всего, из уважения к человеку. Очереди и волокита, допускаемые  в обслуживающих организациях, способствуют формированию негативного отношения к органам власти у граждан. У них складывается впечатление, что вся власть коррумпирована  и    любой вопрос своевременно легальным образом решить невозможно. В то же  время появились  посреднические организации, готовые, на возмездной основе,   всю «бумажную» работу  взять на себя.

            Однако, участие фирм-посредников в  данном случае превращает бесплатные государственные услуги в платные или значительно увеличивает их стоимость. Посреднические организации, при обращении к специалистам организаций, оказывающих услуги населению,   стремятся оформить документы  наибольшого числа   своих  клиентов,  тем самым отнимая  значительную часть их рабочего  времени,  в связи  с чем у других граждан, обращающихся в общем порядке,   решение вопросов  значительно откладывается. Кроме того, деятельность таких организаций-посредников является предпосылкой развития коррупции.      

           С учетом изложенного, в целях оказания содействия населению в обеспечении доступа к государственным услугам при реализации прав, гарантированных Конституцией РФ, Анатолий Харьковский попросил рассмотреть вопрос о  создании рабочих  групп из числа  депутатов Законодательного Собрания области c привлечением  депутатов других уровней и специалистов, (в т. ч. работников аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области), средств массовой информации для проведения мониторинга  и  осуществления контроля организации работы учреждений, оказывающих услуги населению, и выработки эффективных мер, направленных на исправление ситуации на местах.

По результатам мониторинга и  проведенных проверок заслушать на Законодательном Собрании Ростовской области руководителей государственных и иных организаций, в т. ч. и федеральных,  ненадлежащим образом организовавших работу своих служб. При систематических нарушениях, а также непринятии организационных  мер, рекомендовать руководителям вышестоящих структур  рассмотреть вопрос о соответствии вышеуказанных должностных лиц занимаемой должности.

            Только самые радикальные меры будут способствовать реализации конституционных прав граждан и укреплению авторитета государственной власти, а также найдут огромную поддержку в лице избирателей Ростовской области.


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Ростовской области