Уполномоченный по правам человека представил доклад о деятельности за 2018 год 

01 апреля 2019

Проект выступления Уполномоченного по правам человека в Ростовской области А.И. Харьковского.

" Уважаемые Василий Юрьевич, Александр Валентинович! Уважаемые депутаты!

В соответствии с частью 1 статьи 10 Областного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области» вам представлен доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного в 2018 году.

Хотел бы обратить ваше внимание, что мои выводы не являются всеобъемлющими, так как основаны только на анализе поступивших в мой адрес обращений. Именно из них делается оценка состояния прав человека в регионе.

Необходимо подчеркнуть, что в области проводится работа, направленная на улучшение качества жизни, увеличение уровня защищенности ее жителей. Об этом говорит статистика, а также общая тенденция снижения жалоб. Сокращение связано с уменьшением жалоб на действия (бездействие) работников правоохранительных органов и органов здравоохранения. В остальных сферах цифры остались практически на уровне прошлых лет.

Хотел бы отметить, что Уполномоченный не наделен властно-распорядительными функциями. И поэтому осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти, прокуратурой, другими правоохранительными органами

Обращения поступают по обычной и электронной почте, на личных приёмах, при посещении учреждений  социального обслуживания,  учреждений системы исполнения наказаний, ИВС ГУ МВД России по Ростовской области.

В прошедшем году было проведено около 40 выездных проверок в городах и районах области, на которых также осуществлялся прием граждан.

Следует отметить, что в целом домах-интернатах и психоневрологических диспансерах области реализуется право проживающих на достойное к ним отношение, созданы хорошие материально-бытовые условия. Вместе с тем, в ноябре 2018 года в ходе выездного приема граждан, проживающих в Новочеркасском доме-интернате для престарелых и инвалидов, люди  указали на то, что им не хватает хлеба!

Количество выдаваемого хлеба в размере 300 гр. в день им сократили до 200 гр.

Уменьшение произошло в связи с исполнением установленных норм питания, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области (от 10.12.2014 № 833), в соответствии с которыми, рекомендуемая норма хлеба на 1 человека в день установлена  в размере 200 гр.

Количество выдаваемого хлеба было сокращено после проведенной  в 2018 году проверки учреждения контрольно-счетной палатой Ростовской области, в ходе которой было установлено, что  проживающим в интернате выдают хлеб по старым правилам – 300 гр. и обязали администрацию учреждения придерживаться существующих норм, т.е. 200 гр. на одного человека.   В тоже время Приказ Минтруда России  предусматривает выдачу хлеба в размере 300 гр. на 1 человека. 

Я обратился к Сергею Борисовичу Бондареву с просьбой рассмотреть возможность инициирования внесений изменений в постановление Правительства Ростовской области (от 10.12.2014 № 833) в части увеличения нормы выдаваемого хлеба проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Тематика обращений остается постоянной из года в год и отражает основные проблемы соблюдения прав человека на территории области. Наиболее острые вопросы связаны с действиями (бездействием) правоохранительных органов, жильем и ЖКХ, социальной поддержкой, пенсионным обеспечением, трудовыми правоотношениями, приобретением гражданства, правом на судебную защиту, а также с правами лиц, находящихся под стражей и в местах лишения свободы.

Жалобы на работников правоохранительных органов, являются одними из самых многочисленных. В тоже время их количество, по сравнению с прошлым годом, снизилось (и составило 461 обращение). Хотелось бы отметить работу руководства ГУ МВД России по Ростовской области, которое видит недостатки и принимает меры по их устранению. Повышает уровень ответственности сотрудников полиции при выполнении ими должностных обязанностей, своевременно реагирует на мои запросы, вникает в суть жалоб. Именно такое продуктивное взаимодействие, на мой взгляд, позволило существенно снизить их количество почти на 30% по сравнению с цифрами прошлых лет (660 в 2017, 765 в 2016).

Чаще всего граждане жаловались на волокиту и бездействие сотрудников органов внутренних дел, на неправомерный отказ в возбуждении уголовного дела, на необоснованное приостановление предварительного следствия, а также на разного рода нарушения закона, допускаемые в ходе расследования уголовных дел.

Особую озабоченность вызывает переполненность некоторых следственных изоляторов, в результате следственно-арестованные вынуждены спать по очереди, что Европейским судом по  правам человека приравнивается к пыткам.  

Наметилось незначительное снижение обращений по вопросам гражданского и уголовного судопроизводства. На уровне прошлых лет остались проблемы исполнения судебных решений.

В 2018 году по вопросам жилищного законодательства и жилищно-коммунальных услуг поступило 479 обращений.  Граждане указывали о нарушениях права на внеочередное предоставление жилых помещений, включая неисполнение решения суда, о длительном расселении из ветхого и аварийного жилья, ненадлежащем качестве жилищно-коммунальных услуг и другие.

Не снижают своей остроты вопросы социального и пенсионного обеспечения  (- 415).  А вот число неудовлетворенных качеством и доступностью медицинской помощи в 2018 году снизилось  почти на 50%.

В прошлых докладах я поднимал проблемы в сфере здравоохранения.

На сегодняшний день в области снижены показатели смертности, а продолжительность жизни перешагнула порог в 73 года. Расширены виды и объемы высокотехнологической медицинской помощи. Ведется модернизация сельской медицины. В настоящее время для оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в области функционируют 1031 фельдшерско-акушерский пункт и 184 врачебные амбулатории.

Укомплектованность врачами составила 90%, а средним медперсоналом – 92% .

Необходимо отметить, что ни одно обращение, направленное в министерство здравоохранения, не осталось без ответа и помощи, а системные проблемы, в том числе озвученные ранее, находили свое решение.

Вопросы соблюдения трудовых прав по-прежнему не потеряли своей значимости. В частности, трудовые споры между работниками и работодателями касались заключения и расторжения трудовых договоров, неправомерных действий руководителей предприятий и учреждений при приеме на работу и увольнении, невыплаты заработной платы, пособий, а также трудоустройства и занятости.

В 2018 году значительно уменьшена задолженность по заработной плате, которая на 1 января 2019 года составила чуть более 15 млн. рублей. Это на 37,6% меньше, чем год назад.

Хотелось бы отметить целенаправленную работу исполнительной власти региона и органов прокуратуры в указанном направлении.

Как и в прошлые годы, жалоб на нарушения политических и избирательных прав не поступало.

1100 человек принято на личных приемах, из них мною было принято 200 человек.

Количество удовлетворенных обращений составило около 10%. В остальных, даже казалось бы тупиковых ситуациях, мною и сотрудниками аппарата находилась возможность оказать помощь гражданам, предложив пути и способы решения возникших у них проблем.

Как показывает анализ поступивших в мой адрес обращений, внедрение механизмов, направленных на снижение административных барьеров при получении гражданами социальных услуг, не всегда для них доступно и понятно.

Положительный опыт регионов, в которых приняты Социальные кодексы (Санкт-Петербург, Ленинградская, Волгоградская области и другие) дают основания полагать о необходимости принятия данного акта и у нас.

Кодификация норм о социальной защите граждан улучшит доступность и положительно отразится на дальнейшем системном развитии социального обеспечения и социального обслуживания.

Такой кодекс был бы более понятным для восприятия, чем сотни нормативных правовых актов. А также упростил и позволил бы гражданам лучше ориентироваться в своих правах и возможностях.

В сфере земельных отношений остается проблема предоставления земельных участков льготным категориям граждан.

С 2011 года в области реализуется Областной закон (от 01.08.2011 № 643-ЗС), который предусматривает бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства, а также в целях ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

С момента действия закона многодетным семьям бесплатно выделено около 19 тысяч участков (18631 участок), в 2018 году было предоставлено около 3 тысяч участков (2826 участков).

Вместе с тем в муниципальных образованиях области на учете с целью бесплатного предоставления в собственность земельных участков состоят почти 11 тысяч семей (10894 семьи). Процесс получения участка существенно замедляется из-за отсутствия свободных земель. Особенно остро этот вопрос стоит в крупных городах - Ростове, Таганроге, Батайске. Тогда как именно на эти муниципальные образования приходиться половина очередников (– 5500 семей).

Процесс замедляют не только сложности с поиском подходящей земли, но и тот факт, что, предоставляемые участки к моменту передачи семье должны быть обеспечены всей необходимой инфраструктурой. Согласно подсчётам, на обеспечение одного участка инфраструктурой нужно примерно 1 млн. рублей.

В 2015 году в Земельный кодекс были внесены поправки, которые допускают различные варианты компенсации при отсутствии возможности предоставить землю по объективным причинам. Использовать эту меру субъект решает самостоятельно.

Пункт 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса РФ закрепил возможность  предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. А это значит, что выделенные деньги семья может вложить на улучшение жилищных условий в любой форме.

Так, в Санкт-Петербурге в принципе не предоставляют участки. Многодетная семья здесь может получить земельный сертификат на сумму 355 тысяч рублей и воспользоваться им именно для улучшения своих жилищных условий. Аналогичные предложения сейчас готовятся или рассматриваются в других регионах России.

Полагаю целесообразным и у нас провести мониторинг, и если люди захотят улучшить жилищные условия, получив земельную субсидию, то можно ввести практику предоставления гражданам выбора между денежной компенсацией и земельным участком. Это позволит решить проблему с длительным ожиданием очереди. Возможно использовать опыт других субъектов и предусмотреть суммы выплаты, которые будут выгодны и для бюджета области, и для граждан.

Беспокойство вызывает ситуация, связанная с самовольным строительством.

Необходимо соблюдать справедливый баланс между применяемыми органами государственной власти и местного самоуправления средствами и преследуемой ими целью. Требование выселения граждан, на мой взгляд, является классическим примером несоблюдения такого баланса.

Считаю своевременным и крайне необходимым решение Губернатора о создании полного регионального списка проблемных домов, в котором помимо незавершенного долевого строительства, будут включены самозастрои, а также предложено проводить тщательные проверки с целью принятия решения с учетом интересов граждан.

Сегодня наблюдается череда громких задержаний чиновников, которых подозревают в превышении полномочий при выдаче разрешений на строительство, в том числе долевое и с признаками самозастроя.  Хотелось бы, чтобы люди не оказались заложниками сложившейся ситуации. Иск о сносе таких домовладений не противоречит действующему законодательству и у судов нет оснований отказать органам прокуратуры и муниципальным органам. Но кто-нибудь себе может представить реальную процедуру выселения и как сотни людей  окажутся на улице?!

Нежелание вникать в жилищные проблемы жителей, ссылки на решения судов, способствуют не только снижению доверия к власти в целом, но и к росту социальной напряженности в обществе, росту протестного настроения. На личных приемах граждане высказываются о готовности к самым радикальным методам защиты своих жилищных прав. Поэтому задача всех органов власти, а также Уполномоченного, оказать помощь людям, оказавшимся в такой ситуации! Надо сделать все, для того чтобы они видели – власть на их стороне! И судя по заявлению главы администрации города, Виталия Васильевича Кушнарева, он на стороне людей, которые проживают в таких домах и это вселяет надежду!

Завершая выступление, хотел бы поблагодарить Правительство области, депутатский корпус за  эффективную работу, неравнодушное отношение, желание помочь людям. Очевидно, что только совместные усилия будут способствовать соблюдению и обеспечению прав жителей Дона".


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2020 Администрация Ростовской области